Рецензия на книгу
Школа снеговиков
Андрей Усачёв
Аноним18 декабря 2024 г."...Я пишу ДЛЯ СЕБЯ, для себе подобных, для людей с определенной ментальностью. Поэтому специально для детей я не пишу.
У детей дурной вкус, вернее, у них его вообще еще нет. Я не учитываю детскую психологию. Для меня детское мнение ничего не означает. Самое простое, вообще не читать стихи, а снять штаны, и дети будут смеяться".
(из интервью А.А.Усачёва https://www.kp.ru/daily/24443/608344/ )
Зимняя история – как раз по сезону. Казалось бы.
Начинается с того, что Деду Морозу захотелось обрести помощников, поэтому он слепил себе 11 снеговиков и 9 снеговИчек. Но прежде, чем к дедморозовскому подарочному делу их пристроить, сперва нужно обучить эту мелочь грамоте и профессии. Вот, в Дедморозовке (которая Дедморозовкой стала в процессе, а до этого была вполне себе Морозовкой) открывается школа снеговичков (чем-то напоминала мне «Республику ШКИД»))))). А чтобы и Снегурочка не простаивала, Дед Мороз решил попутно «раскрыть учительский талант» своей внучки.
«Школа снеговиков» - это сборник историй, которые случаются со снеговиками. Какие-то случатся по недомыслию и глупости, какие-то из хулиганских побуждений, какие-то станут просто бытовыми зарисовками. В целом, общеобразовательная направленность наличествует, так что вся книга – это такие условно-школьные рассказы, с околошкольным юмором и околошкольными приключениями в зимнем антураже. Разве что вместо мальчишек и девчонок тут снеговики.
Я почему-то думала, что это книга из «давнего-давнего прошлого», но – нет. Наше издание 2011 года, а сама история написана в 2008.
Почему я полезла уточнять детали, потому что в книге есть то, что я терпеть не могу в детских книгах, а именно: оголтелый сексизм, штампованные гендерные стереотипы, обесценивание («ай, ну его, он с жиру бесится») и прочее-прочее-прочее, что было очень характерно совковому (в самом плохом смысле) подходу в отношениях с детьми и между детьми, но нынче смотрится как испанский стыд. А поскольку ни автор, ни «ответственные взрослые» в книге не дают адекватную обратную связь, получается очень странное нечто. И Дед Мороз тут хотя бы пытается, Снегурочка же совсем закостенела в своих взглядах.
Вот, вроде и победительницы соревнований среди девочек-снеговИчек (как же меня раздражал этот феминитив!) есть, и пишут-рисуют, и за лошадками Декабрём, Январём и Февралём на равных с мальчишками ухаживают, но всё равно в каждой из 13 историй сборника проскальзывает либо снисходительность, либо подтрунивание, либо какие-нибудь стереотипные «девочки только вертятся перед зеркалом». Мальчикам достаётся не меньше: они дерутся, просто потому что могут это делать, «от мальчишек только шум» и всё в таком духе.
Добавить сюда вроде бы не акцентированные, но всё же вскользь мазнутые темки про лишний вес, про то, как девочкам быть красивыми (читай, социально приемлемыми-удобными) – и всё. Сразу понятно, в каком веке застрял автор.
Да, «Собачка Соня», была прекрасна. Но сколько бы детских книг я ни читала у автора после «Сони» – попадается какой-то жуткий с точки зрения разумного-доброго-вечного шлак. «Ёжики» мне с этой точки зрения не понравились. Теперь вот «Дедморозовка».Помимо «снеговИчек» у меня были вопросики и к Снегурочке-учительнице, которая больше напоминала старшую сестру, играющую в школу, а не учительницу, ибо от учителя слышать «нужно хорошо учиться, чтобы помогать потом деду Морозу, а кто будет плохо учиться останется в деревне кормить собак» - такая себе мотивация, если уж говорить про школу. А от её слов «если кому-то что-то не нравится, отберу морковку и запру в погребе» у меня нервно дернулся глаз.
И казалось бы, какие мелочи, но для меня всё это важнее, чем юмор или забавные рассказы, которые, к слову, во мне вызвали ноль эмоций. В моменте читать было норм, я морщилась местами, но как бы, бох с ним, Успенского же мы читаем иногда. Но вот закрыла я последнюю страницу, и всё, ни привкуса зимней сказки, ни приятного послевкусия не осталось.
Снеговиков было слишком много, поэтому ни к кому из них я не прониклась ни симпатией, ни интересом. Со страницы на страницу бегала толпа безликих детей. Да, кто-то был умненьким, кто-то любит собак, но в целом – сборный образ «детворы». И вот вроде каждый отдельный рассказ-эпизод чем-то занятен: то зайца ловят и отпускают, то снег сдувают обратной тягой пылесоса, то ещё что-то, но я узнала, что есть несколько продолжений, предложила своему девятилетнему читателю, с которым мы всё это и читали, а читатель остался равнодушным. Это показатель.
Плюс, равнодушию способствовало и остальное: простецкий сюжет, уровень языка, небрежность в повествовании. В истории попадаются разговорные и просторечные слова, и откровенно плохо отредактированные эпизоды, как например:
«В один прекрасный день с улицы донесся автомобильный гудок. Снеговички выскочили наружу и пооткрывали рты: у ворот стоял огромный серебристый трейлер. С круглыми, как у самолета, окошками вдоль всего борта и надписью: «С НОВЫМ ГОДОМ!».
Как-то в Дедморозовку по ошибке заскочила машина с заблудившимися геологами, да несколько раз заезжал дедушкин знакомый лесник Петрович на своем старом ободранном «козле», а тут…
– Ну как?! – спросил Дед Мороз, вылезая из кабины…»Как бы и понятно, что хотел сказать автор. Но при этом хорошо бы вычитать текст. Каким бы токсичным текст ни был, он должен быть читабельным.
Так что это - пример «библиотечной книги»: прочитать и сдать. И никогда не брать, чтобы перечитать.6410