Рецензия на книгу
A Clockwork Orange
Anthony Burgess
OlyaReading18 декабря 2024 г.«Машина, производящая добродетель»
Роман 1962-го года, ставший первоисточником одноименного скандального культового фильма (1971) Кубрика, почти сразу после выхода запрещенного к показу на долгие годы, - это антиутопия о недалеком будущем (кажется давно наступившем), когда для исправления преступников правительство внедряет программу, лишающую их свободы воли и возможности выбора между добром и злом. Роман затрагивает важные вопросы отношений между личностью и государством, попыток последнего установить контроль над гражданами и массу других социальных, идеологических и психологических проблем и противоречий.
Первые события книги встречают читателя в баре «Корова», где шайка малолетних преступников под предводительством пятнадцатилетнего Алекса, главного героя и рассказчика, скучает перед очередной вылазкой. Дальше следует описание целой череды садистских избиений, грабежей, изнасилований и наконец убийства, приведшего главного героя в тюрьму. Кажется, именно эта часть книги вызвала возмущение у многих читателей и стала причиной отрицательных отзывов.
В следующей части о наказании главного героя автор резко заостряет внимание на превращении преступника в жертву, а жертвы в преступника. В тюрьме Алекс становится участником эксперимента по исправлению осужденных за убийство с помощью некой вакцины и принудительного показа фильмов о насилии. Как результат – любые проявления агрессии вызывают у Алекса жутчайшую тошноту, буквально парализуя его. Он становится законопослушным, но по сути биороботом. Ему становятся недоступны многие радости жизни: любимая классическая музыка и секс, а также самозащита в случае нападения и т.д. Выйдя из тюрьмы, он тут же становится жертвой ментов - бывших подельников, а потом либералов-оппозиционеров, использовавших Алекса как инструмент политической борьбы. Все так или иначе используют насилие для достижения своих целей, установления власти и контроля, при этом жертвы и преступники беспрестанно меняются местами.
При всей мрачности нарисованной картины финал у Берджеса оптимистичный – Алекс повзрослел, поумнел и начал видеть смысл в других человеческих ценностях: семье и детях. Мне кажется, автор не раз переписывал финал, пытаясь привнести в роман толику оптимизма и веры в человечество, и это у него получилось, надо признаться, не слишком убедительно.
В отличие от Берджеса Кубрик значительно более резок и циничен: в финале фильма главный герой получает должность в правительстве. Очень созвучно финалу фильма Балабанова «Жмурки», где наиболее склонные к насилию оказываются в провластных кабинетах.
11409