Рецензия на книгу
The Wonder Boy of Whistle Stop
Fannie Flagg
BlackGrifon18 декабря 2024 г.Happy Ending of the American Dream
Продолжение уютного бестселлера, но совсем не обязательное. Фэнни Флэгг написала «Возвращение в кафе «Полустанок» как затянувшийся эпилог, в котором нашлось место и «утраченным» эпизодам из жизни основных героев первой книги, и скудные штрихи к портретам их потомков, и сюжет в духе музыкальной комедии.
Пожалуй, именно сюжет и вызывает главное ворчание. Если рассказы об эксцентричных обитателях маленького американского городка складывались в притчу о принятии себя и стимуле жить дальше, выраженным через рамочную историю Эвелин Коуч, то в продолжении всё свелось к реализации успешной бизнес-идеи. Вроде бы оригинальный способ повествования без явной хронологии Фэнни Флэгг соблюдена, но линейность и простоватость возобладала.
В центре постаревший Бад Тредгуд и его семья. Рефреном звучит тема пожилого человека, сражающегося с одиночеством и пренебрежением персонала пансионата. Писательница собирает плотное комбо из жанровых клише, когда герой заводит кота и устраивает революцию с постояльцами, влюбляется и сбегает, мучимый червем ностальгии. Вокруг еще множество характеров, знакомых по классике американской литературы. Дутая аристократия, эксцентричные предприниматели, неравные браки. Если это все перечислять, то покажется, будто получился не роман, а подборка «Readerʼs Digest».
Но всё-таки текст и персонажи Флэгг органичны, харизматичны и полнокровны. И за них переживаешь, как за хороших знакомых. И ведь знаешь, что ничего дурного не должно случиться. Даже когда большая мечта дочери Бада и Эвелин Коуч возродить Полустанок оказывается под срывом. Но в американской сказке успеха не бывает таких провалов. И всё заканчивается масштабно и эпично, будто в параллельной вселенной. А другого как бы в этой действительности и не надо.
Флэгг строит утопию посреди равнодушного и рассыпающегося мира, где люди отказываются от простых символов счастья и постоянства, как жареные зеленые помидоры. Безусловно, само время, стирающее с поверхности земли дома и целые города, переиграть невозможно. Время забавляется памятью, подсовывая то письма, то некрологи. Исход событий, который сочиняет Флэгг возвращает к интонации притчи. Пусть в реальной жизни невозможно отстроить уничтоженное. Но оно становится символом сохранения самого дорогого внутри себя, семьи, сообщества. И показывает направление для всех, кто преуспел в бизнесе, во что надо вкладывать накопления, добытые талантом и упорством.
Простота и искренность романов Флэгг не требует никаких читательских усилий. Писательница внимательно и заботливо обволакивает сознание ощущением безопасности и надежды, что можно пережить всякую смерть. Утешительность в этом случае оздоровительная, хотя всё же в продолжении раздаешь авансы за первый роман.
17203