Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Море-океан

Алессандро Барикко

  • Аватар пользователя
    Аноним18 декабря 2024 г.

    "Произведение, которое должно растрогать читателя..." (с)

    Он стоял у края натужного моря, размахивая кистью, на кончике которой не существовало даже грамма густой, неразбавленной краски. Перед ним было небольшое полотно, где он рисовал его последний в жизни портрет. Художник не мог начать, потому что глядя на свой вожделенный объект, он не мог определиться, где именно должны быть глаза. Любой свой портрет он начинал именно с них, а сейчас, снова и снова, рассматривая одинаковую волну у самого берега, уже который день не мог определиться, что должно считаться глазами у этой бесконечной массы воды и поэтому безмолвно стоял у мольберта:
    - Где у моря глаза? - спросил он сам у себя, услышав шаги у себя за спиной.
    - ... - в ответ раздалось молчание.
    - Ведь они есть?
    - Есть. - наконец-то ответил какой-то неизвестный мужчина.
    - Ну и где же они?
    - Корабли.
    - Что корабли?
    - Корабли и есть глаза моря.

    "Может закрыть это к чёрту и перестать вдавливать в себя эти буквы?" - подумал я не выдерживая дословного диалога из книги, что я использовал выше, после своего шикарного вступления с уровнем текста, выше, чем авторский стиль. - "Нет! Я сильный и никогда не сдаюсь!" - сказал я сам себе и продолжил чтение книги, в которой использовался классический писательский приём по выдавливанию слёз из читателя. На мой взгляд, по итогу он оказывается на целую голову важнее сути написанного. Автор бросает все средства на разных персонажей и суть их истории, чтобы каждый читатель хотя бы в одном из них увидел себя. Судя по оценкам людей у многих это всё же случилось и отражение было найдено в буквах. Я тоже нашёл себя в человеке, который ждал любви и писал для неё письма, чтобы подарить их при встрече. Да, я циничный романтик и именно по этой причине не выставил оценку здесь ещё ниже, несмотря на всю несуразицу линии данного персонажа. Ладно, пожалуй я забегаю вперёд и сейчас мы вернёмся к выдавливанию слёз из читателя. Особая концентрация была в диалогах:
    - В самом деле?
    - Что в самом деле?
    - Вы в самом деле изменили мужу?
    - Да.
    - Еще чаю?

    "Господи... Как глубоко!" - подумал я, расшибая лоб ударом ладони... - "Сильнее этого могут быть лишь описания в духе: "Она так и сказала: верхом блаженства. Сказала, легонько склонив головку набок и откинув с глаз локон цвета воронова крыла. Очарование. Произнесенная ею фраза угодила Бартльбуму в самое кровообращение. И всерьез отозвалась в штанах. Бартльбум что-то промямлил в ответ. А дальше непрерывно потел. В подобных случаях он обливался потом. Жара тут была ни при чем. Все получалось само собой." Ладно. Может быть лучше Вам рассказать о сюжете?Аннотация выглядела завораживающе. Надеюсь, что также как и мои разрывы шаблонов при рассказе о книге."

    В таверне "Альмайер" на берегу океана забавный профессор составляет "Энциклопедию пределов" (где кончается море?..), художник, некогда успешный светский портретист, "пишет море морем", окуная кисть в морскую воду; одна нежная незнакомка приехала сюда излечиться от любви, а другая - излечиться любовью... Они живут, будто впереди у них вечность, и в воздухе разлиты покой, отрешенность, бесконечная усталость души.

    Тем сильнее потрясение, когда из этого колышущегося волшебного марева выступает ломаный контур жизненной и жестокой истории: горстка одичавших людей на плоту посреди океана - и скользнувший по волнам труп любимой женщины...

    Так великая любовь побеждает страх перед жизнью и страх перед смертью - но сама побеждается жаждой великой мести, потому что подлости нет прощения.

    Выглядит это всё интересно, до того, как ты начинаешь читать... Нагромождение персонажей без описания, сбивает всех в табун, который неумолимо уносит в собственные мысли, а не в желание следить за сюжетом.

    Меня совершенно не трогали истории персонажей, хоть я и проникался симпатией к некоторым из них, встретив в списке вышеупомянутого человека, который ждёт своей любви и пишет ей письма, чтобы показать их при встрече. Только потом он теряется в невообразимой догадке: "А как узнать любовь всей своей жизни?" Я бы добавил бы ко всему размышление: "А она вообще существует?"

    На второе место я бы поставил художника, который пишет портрет моря... Да... Не пейзаж, а портрет... И выставляет работы только как белый холст у которого есть название и иногда красуются пятна.

    Третье место я бы отдал себе, который выдержал скопище текста.

    Книга... Набор различных историй и судеб, где каждый должен найти что-то близкое. Язык достаточно прост и для меня, наверное, даже слишком. Глубины мыслей, сравнимой с морем или океаном я не нашел. Увлечения прочитанным тоже... Даже не о чем выдать текст целой рецензии, кроме пародии на художника в виде своего написания и нескольких мыслей.

    Могу рекомендовать книгу тем, у кого мягкое сердце. Кто сейчас безумно влюблён или безмерно страдает. В этом смысле, я допускаю, что эти буквы смогут  вас успокоить и вы не найдете причины придирок, которые с лёгкостью найдены мной. Но в общем и целом это просто истории, которое могут чему-то научить и дать повод задуматься. Здесь нет действительно красивых описаний или глубины человеческой мысли. Текст, который должен давить на эмоции, но не пробил мою защиту из здравого смысла. Он не увлёк сюжетом, историями, поучительностью и глубиной или я их попросту не обнаружил... Надеюсь, что вам повезёт и желающие прочесть это поделятся на две равные стороны: тех, кто удалит книгу из списка желаемого после моих слов и примеров, и остальных, кто в ней найдёт что-нибудь большее, чем удалось автору данной рецензии. Может быть хотя бы тогда мне кто-нибудь объяснит, что я не понял в написанной сути, здесь в комментариях?

    "Читайте хорошие книги!" (с)

    122
    974