Рецензия на книгу
Возвращение Будды
Гайто Газданов
Аноним17 декабря 2024 г.Гайто Газданов. Призрак Александра Вольфа. Возвращение Будды.
Возвращение Будды на мой взгляд лучший из прочитанных мной романов Г. Газданова.
Если верить википедии - это шестой роман автора.У меня сложилось впечатление, что литературный уровень автора сильно вырос. И, если в "Ночных дорогах", я блуждала в многословности, "Вечер у Клер" показался добротным, но обычным романом, сюжет которого ближе знакомит нас с расказчиком "Ночных дорог". Напомню, что романы в трилогию объединины условно.
Итак, история рассказанная в третьем романе "Призрак Александра Вольфа" - это история одного "почти убийства" (совершенного, в прочем, в военное время на территории боевых действий и таковым не являющимся), и возможности реальной встречи с призраком прошлого за столиком кафе в Париже. Где пытается дальше жить, мыслить, писать и любить главный герой (эмигрант, журналист, филосов). Была ли или нет эта встреча на самом деле, что ей предшествовало и что будет потом, я рассказывать не буду. Скажу только, что одна из основных сюжетных линий романа - любовная с элементами мистики и детектива оставила двоякое впечатление. Увлекла силой эмоционального накала (почти зависимости), сопутствующими философскими и экзистенциальными размышлениями, разочаровала финалом и оставила послевкусие не очень умелой (пока) игры разными жанрами.И здесь, я хочу напомнить, что несмотря на то, что я называю "Вечер у Клер" просто хорошим романом, ною, что терялась в "много букв" в "Ночных дорогах", позволяю себе придираться к миксу жанров в "Призраке ...", заканчивая один роман, я тут же берусь за следующий. Думается мне, что это и есть дар писателя умеющего увлеч, рассказываемой историей. Гайто Газданов пишет так, что слова превращаются в музыку, способную погрузить читателя в медитативное состояние. Должна признаться, что интерес к тому, какое впечатление произведут поздние романы автора зашкаливает. А значит буду читать дальше.
И, в завершении несколько слов про "Возвращение будды"
Все тот же Париж, все тот же (хотя это не так) главный герой, все та же русская энтилигенция в эмиграции, все те же судьбы жителей беднейших кварталов, но как рассказана история!
Переплетение детективной, нескольких любовных и мистической линии дополняет более глубокий и зрелый экзистенциальный поиск, рвссужления на тему жизни/смерти в католичестве и будизме, яркое описание невозможности обнаружить смысл жизни и его обнаружение в финале.Призрак - 8,5/10
Возвращение 10/101143