Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Ярлык Великого Хана

Михаил Каратеев

  • Аватар пользователя
    Аноним17 декабря 2024 г.

    Марципаны всея Руси

    Долго собиралась с силами для отзыва. Приключенческая часть мне очень понравилась - хороший слог, интересная многодетальность быта персонажей, за героев переживаешь, до последнего надеешься на альтернативный виток романа, а не как в жизни. В общем как художественное произведение книга отличная.
    Но как же было тяжко слушать лекционную и морализаторскую части.

    Хотя нет, исторические лекции тоже были сперва интересные, подробные, с иллюстрациями из древних летописных источников. Если бы не оценочные комментарии Каратеева, которые прям железной рукой направляли в нужное русло восприятие этих источников, я б даже в школьную программу рекомендовала "Ярлык". Кстати, общая идея там вполне в духе времени, так что и без меня внесут, куда надо, обрезав то, что не особо вписывается.

    А невпихиваемое там тоже есть - почему книгу я всё-таки высоко оценила. Автор не подтасовывает карты. Он показывает факт (прям конкретную цитату из летописи), а потом честно рассказывает, с какой колокольни на факт смотрит. И там очень простая схема восприятия. Значит так, это писал монах из враждебно настроенного (русского) княжества, то есть вот тут он привирает, давайте будем размышлять логически. А тут "наш" писал, из нашей деревни, значит читаем, как написано. Вот этот московский князь - сволочь порядочная, из песни слов не выкинешь, но работал на "собирательство Руси", значит молодец, что предавал, сотрудничал с Ордой, шёл по тверским, брянским, новгородским головам. Зато смертной казни на Руси нет и не будет - ой, это вырежут из учебника, потому что славяне друг друга не убивают почем зря! Только ежели князь... только если очень надо расширить границы и власти хочется - но это не считается, ага, это для дела и для величия. В общем смертная казнь это тлетворное влияние Запада. Ведущая мысль - всё плохое с Запада - тут красной нитью тянется. Роман начинается с набега одного русского княжества на другое русское княжество, убийства, полон (!), грабёж. Но зато сие действо смертной казнью не наказывается! Спасибо Ярославу Мудрому за наше счастливое детство. А Софье Палеолог не спасибо. Пришла в замуж к приличному человеку со своим западным влиянием - и всё, пустила Русь под откос. Никакими богатырями не остановить. С Ордой (что с Золотой, что с Белой), кстати, вообще нормально русские жили, и не сказать, что сильно жало иго (между собой больше стычек да ненависти). Ценностей человеческих с Востоком больше, чем с Западом, видимо. А самая главная - собирательство земель. Каратеев, даром, что родился в Германии, умер в Уругвае, наследных земель и не нюхал, а славянофил прям как с картинки. На теории про Рюриков - внучков Гостомысла и Берлине, бывшей славянской деревне, я перестала вникать в авторский взгляд на мир - хай буде, уже ничего не исправить.

    Что интересно, много аналогий у романа с только что прочитанным Феликс Розинер - Некто Финкельмайер - именно по сюжетной канве. Удел людей, отличающихся от толпы. Василий же в представлении Каратеева - очень оригинальный князь, весь в белом, благородный, умный, радеет о судьбе народной, все-то его к себе в правители требуют, чист, честен, смел и свят. Среди бестиария других русских князей - марципанчик. И, конечно, пострадал. Ссылка его, правда, самовольная (всё для блага народа, ни думки о себе, ни-ни), в отличии от ссылки Финкельмайера. Зато конец один в один. Не приживаются поэты духа на Руси, не выживают. Каратеев написал красивую сказку про своего дальнего предка, но идея книги-то в другом - правда в силе, сила может быть подлой, но если это оправдано увеличением силы и расширением влияния, то и правда становится подлой.

    43
    292