Рецензия на книгу
Yellowface
R. F. Kuang
Аноним16 декабря 2024 г.Вор у вора дубинку украл
До “Йеллоуфейса” о Ребекке Куанг я знала только понаслышке: её цикл “Опиумная война” - меня не заинтересовал, так как это восточное фэнтези и я такое не люблю, а толстенный однотомник “Вавилон” получил такие неоднозначные отзывы, что желания прочитать его так и не возникло. “Йеллоуфейс” же привлёк меня тем, что в нём нет ни капли фэнтези и магического реализма, да ещё тема очень интересная - закулисье писательского и издательского ремесла, так что я решилась на прочтение.
Мне повезло, и я наткнулась сразу на исправленный перевод этой книги. Для тех же, кто только раздумывает, читать или не читать, хочу сразу оставить предупреждение: в бумаге и в первых версиях электронки / аудиокниги у этого произведения отвратительный перевод, придающий неверную окраску повествованию и даже изменяющий характеры персонажей. Иронично конечно, что вокруг книги про скандалы в издательском деле разгорелся скандал по поводу перевода, очень надеюсь на допечатку тиража с исправленным переводом - книга понравилась настолько, что я захотела её себе в коллекцию, но вместо отличной книги ставить на полку отсебятину горе-переводчика не хочется совершенно.
О чём книга? Центральная тема здесь так интересно подана, что я была просто в восторге. Только вдумайтесь: Ребекка Куанг - американка с азиатскими корнями, и она пишет книгу от лица белой американки, которая крадёт работу американки азиатского происхождения и выдаёт её за свою. Уже чувствуется жаркое дыхание твиттерских срачей и всевозможного срыва покровов, правда?
Но обо всём по порядку. Главная героиня Джун - не особо удавшаяся писательница: её дебютный роман прошёл практически незаметно для публики, тиражи её книг сокращают, отзывов очень мало и никакие известные издательства не хотят с ней работать. То ли дело её заклятая подружка Афина Лю, с которой они когда-то вместе учились: вся такая идеальная, талантливая и прекрасная, с оглушительно прогремевшим дебютом, гигантскими гонорарами, кучей премий и даже контрактом на экранизацию. Джун считает, что Афина любима обществом не в последнюю очередь из-за принадлежности к расовым меньшинствам, её страшно злит то, насколько это несправедливо, и ей отчаянно хочется всеми правдами и неправдами пожить жизнью Афины, ощутить на себе всю эту славу и успешный успех. Поэтому, когда Афина в присутствии Джун умирает крайне нелепой смертью, Джун, не успев толком отойти от шока, быстренько похищает последний неизданный роман Афины - сначала чтобы “просто посмотреть”, потом чтобы “просто довести до ума память и наследие Афины”, потом чтобы “просто издать, я ведь тоже работала над этой книгой, почему я не могу указать на обложке своё имя”, и в финале - чтобы просто пожинать плоды чужой работы, ведь “это я всё написала, без меня бы этой книги не было”. Книга имеет бешеный успех, вот только есть одно большое “но” - она написана о китайцах, к которым Джун никакого отношения не имеет, и твиттерские борцы за всё хорошее против всего плохого разворачивают целую кампанию по травле “белой расистки”. Не дремлют и всяческие завистники, пытающиеся уличить Джун если не в плагиате, то уж хоть в чём-нибудь - в общем, спокойно наслаждаться “заслуженной” славой у Джун не выходит.
Актуальных тем в книге очень много, и поданы они достаточно горячо - книгу запросто можно брать на какие-нибудь совместные чтения, чтобы устраивать дебаты по мере прочтения. Здесь и зависимость реакции публики от личности автора - одну и ту же книгу, написанную мужчиной, женщиной, чернокожим или лесбиянкой воспримут совершенно по-разному, и чья-то работа может остаться совершенно незамеченной, чья-то - иметь оглушительный успех, а чью-то твиттерские воины отменят из-за расизма, сексизма или ещё какого-нибудь “изма”. Здесь и редактура - скорее даже цензура - произведений в удобную “повесточке” сторону, переиначивание смыслов в угоду модных трендов без учёта контекста и творческой ценности произведения. Стадность твиттерского мышления: люди поддерживают “модные” вещи и подхватывают какие-то “модные” идеи, абсолютно не понимая их смысла, так что любую известную личность можно с лёгкостью уничтожить, а из любой ерунды с хорошей командой маркетологов можно сделать раскрученную конфетку. Бездушность индустрии, где чем выше взлетел - тем больнее упасть, а гневная линчующая толпа даже не заметит сломанной ею жизни и просто пойдёт искать себе следующую жертву. Много рассуждений на тему “обратного расизма” - существует ли такое явление в принципе, и насколько на самом деле сладко живётся авторам из “меньшинств”, втиснутых в рамки своей “модной” тематики и образа. Затронуты темы культуры отмены и власти интернета над жизнью творческих людей - как творец становится заложником тупого большинства, которое сегодня тебя любит и носит на руках, а завтра голословно обвинит в чём-нибудь и будет желать тебе смерти. Какого-то срыва покровов на тему издательских дел я особо не увидела, но лишний раз убедилась, насколько зубастым нужно быть в этой индустрии - никаких настоящих друзей, никому нельзя доверять, вся мимими-дружба писателей, тёплые отношения с редакторами, в целом писательское ремесло - это коммерция в чистом виде, искренностью и настоящим творчеством там уже и не пахнет.
Очень интересно было следить за метаморфозами Джун. Она довольно быстро перешла от якобы благородных мотивов к вполне корыстным, где не гнушалась уже ничем - от манипуляций чужим горем до откровенного шантажа. Забавно было наблюдать, как она убеждает себя, что её враньё - это правда, и постепенно сама начинает в это верить, поначалу в лучших традициях “Преступления и наказания” постоянно стрессуя, что её вот-вот раскроют, а в дальнейшем - отрастив такую толстую броню, что под конец была вполне готова убить человека, лишь самой бы остаться на коне. Если рассуждать обективно, то Джун действительно хорошо поработала над романом - она досконально изучила китайскую историю, которая ей была совершенно не интересна, дописала и переработала многие моменты. Но факт остаётся фактом - она украла и присвоила чужую работу, выехала на чужом труде, и подспудное осознание этого отравляет ей жизнь и постепенно сводит с ума.
Иногда я чуть ли не в голос смеялась с лицемерия и двойных стандартов главной героини. То она старается не быть как Афина, то действует в точности как она - покупает такие же дорогие вещи и даже такой же нафиг ей не нужный винный шкаф, начинает сторониться недостаточно успешных людей и смотреть на всех свысока, но зажравшаяся высокомерная снобка - всё равно конечно же Афина, а не Джун. Джун так и остаётся внутри себя маленькой неуверенной в себе девочкой, для которой все добившиеся успеха - какие-то противные выскочки, а все хейтеры - неудачники, завистники и сексисты; одна она стоит в белом плаще, бедная и несправедливо обделённая. Поучительно, что надев шкуру Афины, Джун повторяет её путь не только в плане огромных гонораров и литературных премий, но и в полной мере познаёт тёмную сторону успеха в виде зависти, травли, одиночества и постоянной неуверенности в себе. Но Джун остаётся верной своим двойным стандартам до конца, пытаясь убедить себя и всех вокруг, что уж она-то не заслуживает травли, а вот Афина либо преувеличивала проблему хейта, либо и правда всё заслужила - ведь она оказывается записывала и использовала чужие истории из жизни, а значит она тоже воровка и плагиатчица!
Вообще постоянные метания между классическим синдромом самозванца в виде вопросов “а вдруг я так себе писатель и без воровства и ничего не добилась бы” и лицемерной святой простотой вроде “вот Афина всем врала и наживалась на чужих проблемах, а я не такая, я просто сменила фамилию на азиатскую и стала тусить в азиатских сообществах, но я никогда не говорила, что я азиатка, почему все теперь думают, что у меня китайские корни, как же так получилось?”. Порой Джун настолько убедительна, что я уже как читатель не понимала толком, кто у кого украл, кто кому врал и кто здесь на самом деле прав - кажется, что мрази здесь буквально все вокруг. Что можно сказать наверняка - так это то, что Джун совершенно не такая белая и пушистая, какой она себя мнит, она действительно та ещё снобка и расистка: все культуры, отличные от её родной, кажутся ей грязными, дикими и годными только для привлечения к себе внимания как к думающей о модных меньшинствах персоне. У неё совсем нет принципов, и под конец она рада уже любому вниманию и деньгам - даже добытым с помощью самого грязного пиара.
Вообще читать этот роман хоть и невероятно интересно, но в то же время довольно некомфортно - испанский стыд за Джун иногда просто зашкаливает, а поскольку она главная героиня и читатель смотрит на мир её глазами - поневоле тоже начинаешь переживать, прокатит ли её авантюра или всё-таки истина выплывет наружу. Описание травли опять же просто ужасно - даже если учитывать то, что Джун действительно виновна в плагиате, она - да и вообще кто-либо - не заслуживает угроз убийства в личку, волн хейта, обсерания её внешности и прочих вещей, которые так радостно выливают на её голову твиттерские SJW. Джун - однозначно не положительный персонаж, но время от времени её хочется пожалеть: в её мире существуют только какие-то коварные завистники и тупые быдланы, у неё совсем нет близких людей, свою семью она держит на расстоянии, так как считает себя выше этих скучных приземлённых людишек, а тут ещё и слава как наркотик - один раз попробовав, крайне сложно соскочить и согласиться уйти в забвение. Любой на её месте поехал бы крышей.
Конец у книги вышел и вовсе каким-то постмодернистким, где всё перекручивается и переворачивается с ног на голову несколько раз. Изначально левацкую книгу начинают поддерживать ультраправые, азиатку Афину обвиняют в расизме, битва расизма и вранья против обратного расизма и вранья о вранье - мы словно читаем роман в романе в романе с ненадёжным рассказчиком в квадрате, просто мозг взрывается. Джун всё-таки падает с той самой лестницы, на которую так упорно лезла в попытке догнать и перегнать Афину, но даже это как будто не конец - ведь правду всегда можно вывернуть ещё в какую-нибудь сторону, вновь своровать сворованное и обвинить обвинителей - а там уж твиттер в очередном витке срача рассудит, кто на самом деле был прав.
В целом не могу даже назвать каких-то серьёзных минусов книги - некоторые рецензии говорят о том, что персонажи здесь не особо хорошо прописаны, но мне кажется, что для поднимаемых в книге тем и проблем это совершенно не имеет значения. Много невероятных совпадений и поначалу просто какая-то имбовая удача главной героини в заметании всех следов - ну так без этого истории бы и не было; гротескные и нелепые ситуации здесь специально выкручены на максимум, чтобы придать повествованию динамичности и живости. Книга показалась мне очень остроумной, актуальной и ироничной, она захватила меня и протащила через кучу эмоций и мыслей, и я даже подумываю о том, чтобы раздобыть себе бумажный экземляр на английском - раз уж на русском с переводом такая беда.
2108