Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Еще один великолепный МИФ

Роберт Асприн

  • Аватар пользователя
    Аноним13 января 2010 г.

    Нет, невозможно постоянно читать умные и глубокомысленные книжки. Некоторые говорят, что чисто развлекательные книжки – для транспорта, где нельзя сосредоточиться. Я могу читать сколь угодно заумную вещь, вися на одной руке в метро в час пик (а если не могу, то у меня и в тишине и уюте дома она едва ли пойдет). Но рано или поздно мой мозг говорит: «Хватит хлеба, требую зрелищ». То есть таких книг, которые увлекают с головой, и ничего больше с ней, головой, не делают.

    Так вот, Асприн. Нежно любим лет с двенадцати, когда я начала читать «МИФы», прочитала со временем все, кроме последних маленьких рассказов, и можно уже перечитывать с удовольствием.

    Забавно, что первый том, а особенно первый роман ужасно похож на RPG. Путешествие, схожие диалоги, отыгрывание характеров персонажей, иногда драки с магией и холодным оружием, иногда сбор всяких артефактов и оружия из всяких сундучков и тайничков, решение квестов, боссы, постепенная прокачка скиллов персонажа. Как будто Асприн задался целью литературно описать прохождение. Чем, наверное, немного опередил время, ведь насколько я понимаю, когда был написан первый «МИФ», таких игр еще не было. Как бы то ни было, я от этого сходства получила море удовольствия.

    Еще могу сказать, что первый роман получился очень скомканным. Как-то быстро все, замахнулись на величайшего злобного мага всех времен и народов, типа Волан-де-морта, только комичного, пару дней готовились, переживая, что задача почти непосильная, пришли и победили – все. Уже в третьем романе Асприн заметно смелее стал в сюжетах, позволил им быть масштабнее во времени и пространстве, и поэтому более захватывающими. То есть видно, как автор растет, и за этим интересно наблюдать.

    Ладно, назову, пожалуй, еще источник раздражения. Считается, что в такой литературе надо уважать тех, кто решил влезть в серию книг с середины, и подробно рассказывать ему, кто есть кто, как они появились и что вообще происходит. Это заметно раздражает автора – каждый раз подбирать новые слова, чтобы сжато рассказывать одно и то же, не раздражая давнего читателя. Давний читатель, меж тем, все равно раздражается: он только что дочитал роман, перелистнул страницу и начал натыкаться на его краткое содержание, которое то и дело перебивает рассказ о новых событиях. По мне так кто читает не сначала – сам себе злой буратина, и нечего им потакать. Но увы, коммерция, коммерция решает.

    Я все что-то о плохом, потому что о хорошем не очень умею, видимо. А его много. У Асприна свой стиль комичного, простой как три копейки, но действенный, ему даже подражать хочется. Еще у него обаятельные герои, которые вообще-то хорошие: настолько, что за них хочется болеть, но не настолько, чтобы не веселиться, когда они по мелочам попадают впросак. Кроме того, основное их окружение – это прекрасные идиоты, которых очень легко водить за нос и вообще делать с ними что вздумается, то силой, то хитростью, то еще чем, оставаясь в рамках в общем-то хорошего персонажа. Читатель, соответственно, оказывается на коне вместе с остальными. А нам, закомплексованным придуркам, оно всегда приятно, что уж там.

    Черт, нормальные люди не пишут такие рецензии на фентезийные книжки. Ладно, в следующий раз постараюсь умничать поменьше и покороче.

    27
    144