Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

За гранью времён

Говард Филлипс Лавкрафт

  • Аватар пользователя
    Аноним14 декабря 2024 г.

    Сложенная ткань времени

    Ох, я обожаю творчество Лавкрафта, и так много уже прочитала его книг и вдохновленных им историй (а еще настолки и компьтерные игры, в которые я регулярно играю), что я чувствую глубое и невыразимое влияние на мое сознание и восприятие реальности. Когда в тексте упоминаются Азатот или Пнакотические рукописи, мне иногда кажется, что они такие же мифологические персонажи, как Кронос или Рамаяна.

    В повести восемь глав, и каждая предлагает все более удивительную картину: первая глава - описание случая удивительной амнезии и расщепления личности, вторая - воспоминания основной личности, нашего рассказчика, оставшиеся от времени, когда он был вытеснен из своего тела. К пятой главе, когда герой отправляется в экспедицию по следам своих воспоминаний, я уже почти забыла введение к этому рассказу, столько фантастических картин мы уже увидели, а ведь история пишется на обратном пути из исследовательской поездки. Очень много деталей, упоминаний и красивых подробностей. Например, я далеко не сразу обратила внимание, что рассказчик локализует свои сновидения Южным полушарием, да еще и в месте значительно удаленном от моря. Множество появившихся у меня вопросов однако остались не отвеченными. Кто был тот иностранец, посетивший рассказчика накануне оего второго обморока? Какую фразу "слово в слово" дважды слышал лечащий врач? Чем закончилась экспедиция в пустыню, и как отнесся к полному рассказу сын главного героя?

    Очень круто читать Лавкрафта в оригинале, хотя и довольно сложно. Из устаревших конструкций я узнала раннюю версию глагола "show" - "shew", и применение слова "save" в значение "кроме/ помимо/ исключая [что-либо]". В тексте встречается очень много синонимов проходам, переходам, аркам, холмам, нагромождениям и т.п., но даже когда все слова прекрасно знакомы, иногда было трудно разобраться в нагроможденных конструкциях, как, например, похожий пассаж: "я перехожу - хотя и боюсь показаться невполне владеющим своих рассудком, - к той части своего рассказа, где одни воспоминания о произошедших событиях заставляют меня сомневаться в реальности этих событий и моего собственного рассудка". Но я обожаю этот стиль, потому что, как известно, "невыразимое" пугает куда сильнее хорошо описанного.
    По сюжету меня не так впечатлил финал. Получается, что нагнетание происходит в двух направлениях: добытого сокровища и свиста в темноте, - и эти два образа перетягивали друг у друга внимание. Зато какой простор для дальнейших фантазий!

    Плюс, в качестве бонуса - забавно, сколько отсылок к этой повести можно найти в Докторе Кто, и еще забавнее, кто именно у Лавкрафта умеет путешествовать во времени!

    14
    356