Рецензия на книгу
The Goldfinch
Donna Tartt
Kazim14 декабря 2024 г.О сложном и простом. Донна Тартт
“Бред, конечно, - говорила она, - но я была бы совершенно счастлива, если бы всю оставшуюся жизнь могла бы сидеть или разглядывать с полдесятка одних и тех же картин. По-моему, лучше способа сойти с ума и не придумаешь”.
Как понять силу искусства? В чем его задача? Почему люди готовы часами смотреть на одно и тоже, лишь иногда отрывать взгляд, чтобы потом вновь жадно накинуться на слой краски?
Определённо в той или иной картине или же в мелодии, здании есть что-то роковое. Ведь притягивает к себе огромное количество внимания, его обсуждают, оценивают, вдохновляются. Но почему?
Где та граница, которая строго очерчивает шедевр и просто произведение человеческого ума и рук?
Я думаю, никто не знает точного ответа. Нет, возможно мы можем встретить уверенного в себе специалиста, с важным видом заявляющим о красоте стола 19 века, за которым сидел некий французский монарх. Он может рассказать про его изгибы, про задумку мастера, что сотворил эту мебель. Может привести множество фактов, рассказать о гнутой мебели, о завитушках и так далее. Но по сути, таких столов хватало в то время, в конце концов, за подобными сидели не только монархи, но и люди попроще.
На самом деле не верьте словам подобного специалиста. Красота кроется не в этом, а сила предмета заключена вовсе не в том, какой мастер его создал.Так где же эта красота и та самая сила?
Все просто и невероятно сложно одновременно, потому что это чувство. Оно индивидуально и то, как вы видите перед собой произведение - есть именно ваше. Оно одно единственное. Вам могут рассказать тонну всего, но это совершенно не имеет значение. Если вы не слепы - вы способны понять.
Все тонкости, детали, штрихи, то как проникает свет - все это вы подмечаете и составляете для себя картину. Нам кажется, что картина одна и также. В действительности это настоящий калейдоскоп, и каждый человек смотрит на неё иначе, чем вы.
В этом и ценность “Щегла” Тартт. В нём она нам рассказывает, как видит красоту, как понимает ценность увиденного. И делится своей любовью к творению.
Тео Деккеру повезло, еще в детстве его мать поделилась любовью к искусству. Он с радостью впитывает в себя это. Достаточно один раз взглянуть и ты уже пытаешься понять, насколько тебе близки эти мазки, готов ли ты протянуть руку, чтобы оказаться среди учеников доктора Тульпа.
И есть ощущение, что если бы не это сильное чувство, то смерть матери, а также тернистый путь через алкоголь, наркотики, таблетки, и неразделенную любовь, сложился бы куда сложнее.Скажу честно, в какой-то момент я был даже убеждён, что всё закончится печально и именно из-за его преданности к картине Фабрициуса.
“А может быть я действительно хорошо держался, не знаю. Я уж точно не ревел белугой, не пробивал кулаками стекол, не делал, в общем, ничего такого, что, как мне казалось, можно сделать, когда чувствуешь тоже, что чувствовал я. Но иногда неожиданно горе накатывало волнами, так что я начинал задыхаться, а когда откатывало назад, я обнаруживал, что гляжу на просоленные обломки крушения, залитые таким ярким, таким рвущим душу и пустым светом, что с трудом верилось, будто мир когда-то был не мертв”.
Конечно, в книге не только про это. О братстве, которое я до сих пор считаю, что называется, дружбой на грани, до одного неверного поступка, о несправедливости, о жестокости родителей, о слепоте, даже о безнаказанности, ведь Тео Деккер так и не ответил за всё то, что успел сделать - все это также присутствует. Но вы все равно ждете момента, когда главный герой коснётся Щегла, какая будет судьба у маленькой скованной птички.
Карел Фабрициус прожил недолго, но успел оказать огромное влияние на живопись. Взрывы в Делфте прервали жизнь ученика Рембрандта и, кажется, лишили нас чего-то важного, о чём мы так и не узнаем.
Его щегол вряд ли когда-нибудь окажется на свободе, так уж сложились обстоятельства. Он ограничен, какой он в полёте мы тоже никогда не узнаем. Однако, посмотрите внимательно. Нет в птице смиренности. Она ждёт, словно уверена, что завтра будет лучше.
И мне кажется, именно это вливало в Тео частицу жизни. Не позволяло ему переступить опасную черту. Полный сочувствия и восхищения, Тео находил в себе силы, чтобы жить, как бы тяжко не было от потери родного человека.
Чувство и Восприятие. Вот она, красота и сила искусства.
“Он такой дотошный, Рембрандт. Даже когда пишет на религиозные темы - кажется, что все святые спустились с небес, чтоб ему попозировать”.
Конечно, Донна Тартт могла бы нас окатить куда большим количеством терминов, погрузить в эпоху, показать как совершается история, в общем, углубиться, но это точно помешало бы самой книге.
Не смотря на её легкость письма, на спокойный тон повествования (резкий поворот встречается лишь в конце истории), она получилась основательной, с красивой, хоть и простой мыслью.
И не могу отметить тонкий юмор, её интересные фразы, которые не сказать чтобы были вычурными и особенными.
“Голос у нее, как и у Энди, был невыразительный и бесконечно далёкий - даже когда она стояла к тебе вплотную, казалось, что сигнал идёт с Альфа Центавра”.
Они придают Щеглу какую-то более изящную форму.
Но не буду затягивать. Можно долго расписывать.
В чём сила и красота книги “Щегол”?
В любви к искусству.15713