Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Смерть Ахиллеса

Борис Акунин

  • Аватар пользователя
    Аноним16 марта 2015 г.

    Наряду со «Статским советником» один из лучших романов Фандоринского цикла. Несомненно станет (если уже не стал) классикой жанра. У романа масса достоинств: легкий, изящный слог, головокружительный темп повествования, интрига вводится без раскачки – читатель сразу подсаживается на иглу сюжета и не может соскочить.
    Читателю очень интересно – он в центре действия, а не на обочине, поскольку смотрит на происходящее глазами главного, а не второстепенных героев. Это максимально приятная для читателя авторская позиция – читателю не кажется, что на него смотрят свысока и отводят скромную роль Гастингса и доктора Ватсона. Идеальна и экспозиция героев – главный герой не раздражает своим назойливым всезнайством, а второстепенные – глупостью. Да и вообще все каноны жанра соблюдены безупречно – сюжет развивается по замысловатой траектории, автор последовательно вводит новых интересных героев (куртизанку, шпиона, воров, наёмного убийцу, заговорщиков и их высокопоставленных судей) и новые сюжетные линии, и из раза в раз ставит главного героя в практически безвыходные ситуации, из которых тот с честью выпутывается. Читателю просто невозможно оторваться от романа и перевести дух :-).
    В главной линии повествования на удивление мало привычной для Акунина игры с садизмом – нет обычного смакования видом вырванных глаз и оторванных конечностей. Даже убийство Фандоринского учителя выглядит не авторским садизмом, а очень своеобразным (из области чёрного юмора) реверансом догадливому читателю – ну как же два больших умника, из которых один к тому же великий знаток Хитровки, не поняли, что Хуртинский – негодяй, и доверять ему никак нельзя :-).
    Зато игры в пошлость в избытке: начать с того, что главный сюжетный стержень – смерть генерала в постели куртизанки. Хорош, однако, спаситель Отечества, который в канун задуманных великих свершений ищет сексуальной разрядки:-). Вообще, это забавная особенность Акунинской прозы – там, где у Гоголя и Булгакова получилась бы сатира, у Акунина получается пошлость :-) – насколько, например, гоголевский Ноздрёв симпатичнее офицеришек (по-другому и не скажешь) из генеральской свиты.
    Вообще игра в садизм и в пошлость вступает в явный диссонанс с изящным слогом, и коробит чуткое читательское ухо :-). За ней стоят явно не коммерческие соображения – напротив, ограничение 16+ существенно снижает коммерческий потенциал книги, исключая важнейшую во все века и времена и самую преданную категорию читателей приключенческих книг – подростков . Так что на вопрос, зачем сия игра автору, и какие авторские комплексы за ней стоят, могут дать ответ, пожалуй, только люди, профессионально занимающиеся психиатрией и психологией :-).
    Забавна и другая особенность Акунинской прозы, проявившаяся в «Смерти Ахиллеса». Большинство Акунинских героев – лубочные, что вполне соответствует канонам жанра – зачем тревожить мозг отдыхающего читателя сложными нестандартными реакциями и глубокими внутренними переживаниями героев. С лубочными героями автор управляется очень хорошо – почти все они очень забавные и почти всегда к месту (чего стоит, например, царь-батюшка, спрыгнувший со страниц русских сказок и попавший в Фандоринский цикл в кресло московского генерал-губернатора). Но стоит автору начать играть в психологию, как его ждёт конфуз – не первый раз попытка создать сколько-нибудь содержательного и серьёзного героя приводит к появлению каких-то роботоподобных существ, големов (Ахимас Вельде из «Смерти Ахиллеса», Грин из «Статского советника», дворецкий Афанасий из «Коронации»). Ахимас Вельде с его механическим подходом к убийствам и совокуплениям вообще выглядит как зомби. В нём нет ни то что, капли обаяния, в нём нет ни капли жизни. Читателю никак не верится, что такой человек может нуждаться в шуме морских волн и способен очаровать певичку Ванду (и вообще кого-то очаровать). Всё-таки талант Акунина гораздо более сродни таланту Жюля Верна и Дюма-отца, чем Достоевского.
    Но в целом «Смерть Ахиллеса» – очень изящная и занятная вещь:-). По приятности и лёгкости воздействия на отдыхающий мозг сравнима с альбомом «Биттлз»:-). Пара-тройка часов замечательного досуга читателю обеспечена :-).

    5
    28