Рецензия на книгу
О дивный новый мир
Олдос Хаксли
Аноним12 декабря 2024 г.«Как прекрасен род людской!»
Давно не перечитывал это наиболее широко известное (но не самое значимое) произведение Хаксли. В отличие от Джордж Оруэлл - 1984 , которая является одной из моих "настольных" книг, идеи Хаксли, несмотря на их актуальность, нашли в моей душе меньший отклик.
Во многом это связано с формой и стилистикой. Сам Хаксли писал, что его творение обладает слабой художественной ценностью и во многих моментах повествования заметно, насколько идеолог и документалист в нём побеждает художника. В отличие от ёмкого, образного и хлёсткого языка Оруэлла тут мне практически нечего ловить в форме подачи материала.
Хаксли удалось ёмко отразить основные негативные черты предельного консьюмеризма и в некоторых аспектах современной жизни мы вполне уверенно движемся к той картине, которую он нарисовал (несмотря на то, что в области биоинженерии пока сильно отстаём).
Наиболее интересной линией романа для меня является трагедия Дикаря, который не смог обрести покоя в обществе, которое силой частных корыстных замыслов выдернуло его из привычных условий обитания и затем просто уничтожило как несовместимую с осевой парадигмой идентичность. Мне понятна его драма и очевиден его финальный выбор. По большому счёту это единственный персонаж, которому я сочувствую, но видимо так и задумывал автор.
Одна из приятных особенностей романа - широкое использование цитат из пьес Уильяма Шекспира: начиная от названия и заканчивая многочисленными вставками в монологах и диалогах. Хаксли подспудно передаёт абсолютно правильную мысль о том, что в произведениях классика английской драматургии можно найти иллюстрации практически для любой сложной жизненной ситуации. И не важно, произошла ли она в далёком прошлом или в столь же далёком (а может уже и не очень далёком) будущем. Ибо подлинное искусство вечно и песок времени лишь отшлифовывает на нём всё новые и новые черты высказанных когда-то идей.
Роман рекомендуется всем, кто интересуется жанром антиутопии и возможными принципами построения обществ будущего.
15461