Рецензия на книгу
Мастер и Маргарита (аудиоспектакль)
Михаил Булгаков
Аноним12 декабря 2024 г.Московская мистика
Мастер и Маргарита для меня одно из любимых произведений двадцатого века. По многим причинам. Эта книга никогда не перестает удивлять, в ней заложено столько смыслов, столько иронии.
Михаил Булгаков много раз переписывал эту историю. Известно, что на её создание его вдохновило увлечение мистицизмом конца девятнадцатого века. Он изучил «Историю сношений человека с дьяволом» Михаила Орлова и книгу Амфитеатрова «Дьявол в быте, легенде и в литературе средних веков». Говорят, первая рукопись, над которой автор трудился в 1928-1929 годах, не имела никакого отношения ни к Мастеру, ни к Маргарите, и называлась «Чёрный маг», «Жонглёр с копытом». То есть главным героем был именно Дьявол - своего рода русский вариант Фауста. Вторая редакция, также была посвящена падшему ангелу и называлась «Сатана» или «Великий канцлер». Здесь уже появились Маргарита с Мастером, а Воланд обзавелся своей свитой. Но, нынешнее название получила лишь третья рукопись, которую, на самом деле, автор так и не закончил.
Я обожаю МиМ за яркость образов, за то, что о каждом из них можно поразмышлять.
Воланд – не просто дьявол – у него множество прототипов. Это и верховный языческий бог – Вотан у древних германцев (Один — у скандинавов), великий «маг» и масон граф Калиостро, который помнил события тысячелетнего прошлого, предсказывал будущее, и имел с Воландом портретное сходство. А еще это «темная лошадка» Воланд из «Фауста» Гете.
Азазелло - тот же Азазель (из Акунина) - ветхозаветный падший ангел.
Коровбев-Фагот - исследователи возводят его корни к ацтецкому богу Вицлипуцли, имя которого упоминается в разговоре Берлиоза с Бездомным, дух войны и один из Богов Ада.
Бегемот - демон обжорства, мифологическое существо из Ветхого Завета. Кроме того Булгаков наверняка читал «Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях» Порфирьева, в которых упоминается "морское чудовище Бегемот, вместе с Левиафаном обитающее в невидимой пустыне «на востоке от сада, где жили избранные и праведные».
Сама же Маргарита это образ одновременно и «Королевы Марго», жены Генриха IV, свадьба которой обернулось кровавой Варфоломеевской ночью, и королевы - Маргариты Наваррской, которая была одной из первых французских женщин-писательниц, автором знаменитого «Гептамерона». Обе королевы покровительствовали писателям, мастерам, что тоже символично.
И еще одну параллель проведу: в произведении Густава Майринга "Белый доминиканец" есть такие слова: «Да, конечно, истина не горит и ее невозможно растоптать». Очень похоже на булгаковское "рукописи не горят".
Весь роман давно уже разобран на цитаты и вписан в наш культурный код. Это ли не признание его гениальности?2149