Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Harry Potter and the Methods of Rationality

Eliezer Yudkowsky

  • Аватар пользователя
    Аноним15 марта 2015 г.

    14 марта 2015 года, в день числа "Пи", автор наконец торжественно завершил свою эпическую сагу про альтернативного Гарри Поттера - Мальчика, Который, Конечно, Выжил, но в этот раз - благодаря методам рационального мышления. Кроме этого фанфика автор много и с энтузиазмом пишет о рациональности, об ошибках мышления, о том, как создавать думающих персонажей, а не Hollywood-zombies (персонажей, которые поступают так, как надо сюжету, или, того хуже, как будет эффектнее смотреться на экране). На примере его Гарри Поттера можно наблюдать за драмой мышления - и попутно присматриваться к своим собственным когнитивным процессам. Даже не знаю, какое из этих двух занятий увлекательнее. Чтобы добавить драматичности процессу, автор периодически давал читателя время самим подумать над тем, как главный герой может справиться с критической ситуацией. В кульминационный момент столкновения Гарри с Вольдемортом он даже дошёл до того, что написал - если вы не справитесь с этой задачей до указанного дедлайна, то всё, Гарри не выживет. Но количество различных вариантов решения было зашкаливающим и радующим разнообразием, и, Гарри, не побоюсь этого спойлера, триумфально выжил.

    Что касается сюжета этого фанфика, то меня в какой-то момент сразило отступление от священной для героев фэнтези обязанности отказываться от бессметрия. Страх смерти и параноидальная гонка за вечностью - это же удел Темных Властелинов, не так ли? И вдруг Гарри Поттер объявляет Смерть своим врагом номер один и назначет себе квест, ни много ни мало, спасти от смерти всех людей. Мыслимо ли? Оказалось, что очень даже мыслимо, если думать над этим в контексте философии трансгуманизма. Да, есть такие люди, которые верят, что при помощи науки и технологий, человечеству рано или поздно (но лучше рано - поэтому Юдковский делает ставку на крионику) удасться справится с болезнями, старостью и, наконец, самой смертью. Учитывая, что, хотя бы в теории, это не так уж невозможно, почему бы тогда и героям фэнтези не выйти на новый уровень? Логично, по крайней мере, в данных мировоззренческих категориях.

    И, наконец, самым волнующим для меня в этом фанфике стало развитие образа Гермионы. Про него совершенно невозможно говорить без спойлеров, поэтому лишь напишу, что её личный поиск постоянно балансирует на грани между свободой выбора и предопределенностью, которая навязывается буквальном всем, включая литературными штампами. У Юдковского странная и не совсем адекватная чувствительность к художественным тропам (которые tropes, а не которые paths), которая передается и его персонажам. Но в финале этот конфликт разрешается буквально и метафорически в сиянии рассветного солнца. И Гермионы хочется ещё, её хочется больше, её всегда не хватает.

    Так что если автор, как он грозится, напишет ещё что-то про этот мир (в частности, хотя бы эпилог), мы будем ждать новых витков драмы рационального мышления, плана окончательной оптимизации вселенной, предусматривающего happy-ever-after для всех-всех-всех, и много-много освобожденной от литературных комплексов Гермионы.

    7
    372