Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Гейнрих фон Офтердинген. Фрагменты. Ученики в Саисе

Новалис

  • Аватар пользователя
    Аноним15 марта 2015 г.

    Разрозненное, лоскутное произведение словно весенний деревенский луг, где бабочки теряются в обилие немыслимых, совершенно разных, словно в богатой, несколько аляповатой оранжерее, цветов.
    Небезызвестен тот факт, что произведение написано в духе сиенской школы - замысловато и фрагментарно. Оно похоже на полюбившиеся цитаты, выписанные внимательным читателем из собрания сочинений автора. Каждую из цитат можно развить в отдельный философский трактат, над которым ломали бы голову философии мира. Однако Новалис предпочел не продолжать традиции Гегеля и оставил наследие в форме обрывочных мыслей, но воистину это жемчужины.
    Он рассуждает о поэзии. Для него это не рифмованное лирическое произведение, не строки, подчиняющиеся законам метрики. Поэзия - все, что возвышается над обыденностью, романтический образ мира, наша душа, великолепии искусства, музыка небесных сфер, идеальный образ, по которому тоскует душа, заключенная в тело. Музыка, романы, живопись - есть поэзия. Поэзия - мысль, в которой присутствует Бог. Все, что составляет не поэзию - Его отсутствие.



    Поэт через представления пророчествует о природе, в то время как философ через природу пророчествует о представлениях. Для одного весь смысл в объективном, для другого в субъективном.

    Философия и поэзия. Исчезни одна из них, все равно что ангел лишится одного крыла.
    Иными словами,


    Ми працю любимо, що в творчість перейшла,
    І музику валку, що ніжно серце тисне
    У щастя людського два рівних є крила:
    Троянди й виноград, красиве і корисне. Рильский М.

    Однако Новалис не просто теоретик литературы, он - философ. Задуматься хотя бы над его размышления о смерти. Согласно его словам, выходит: смерть - есть рождение. Если продолжить эту мысль, то можно прийти к выводу, что само рождение( привычное нам) - по сути своей смерть, ибо доказательством тому служит тот факт, что мы не помним себя до рождения. Рождаемся, выходя из тьмы, видим свет в конце туннеля и ощущаем боль, с которой спустя э-нное количество лет будет суждено уйти нам в неведомый нам мир. Кто знает каков он? И не приведёт ли тем же туннелем он нас обратно?


    Смерть - это романтизированный принцип нашей жизни. Смерть - это жизнь после смерти. Жизнь усиливается, посредством смерти.

    Лишь поэтическое в широком понимании слова окрыляет нас, позволяет временно покинуть тело, то есть забыть о тёмных потребностях плоти, чтобы причаститься к тайне бытия, узреть Бога и вновь вернуться к обыденности, пройдя катарсис.
    Жаль лишь, что мысли Новалиса не оформлены в привычном понимании читателя. Однако есть другая сторона такой манеры письма: оно заставляет размышлять.
    Уверевать в мифологизм романа, сказочный исток жизни. Автор призывает нас воспринимать жизнь как сказку, как миф, искоренять действительность, заменяя ее поэзией. Жизнь, по его словам, борьба поэзии с не поэзией. Такова диалектика по Новалису.
    Применить его мысль хотя бы к религии. Библия, Коран, Махабхараты мифологичны и сказочных. Что говорить о мифах в чистом виде. Однако эти произведения - квинтэссенция бытия.
    Согашусь с Новалисом:



    Мне кажется, что состояние своей души я наилучшим образом могу выразить в сказке. Все является сказкой.
    25
    545