Рецензия на книгу
Чапаев и Пустота
Виктор Пелевин
Аноним10 декабря 2024 г.Иллюзия и Пустота
Пелевина я читал когда-то давно, Жизнь насекомых, Generation П и Числа. Поскольку книг было несколько чем-то они меня, конечно, привлекли. Какие-то фразы Татарского запомнились. Но в целом я рад, что до Чапаева и пустоты я добрался только сейчас. Повторю свой всегдашний тезис: книги к нам приходят вовремя именно тогда, когда нужно.
Роман сразу бросает в повествование. Главный герой ощущается живым. Вереница событий, которые с ним происходят быстро вводят читателя в пространство текста. Сразу же подмечается тяготение героев к философскому дискурсу. Они могут обсудить и Аристотеля, и Платона, сослаться на Будду. Мне такое очень заходит. Но если раньше уже самого факта присутствия в тексте упоминаний больших философов, было достаточно, то теперь хочется проникнуть в суть того, о чем же говорят герои. И герои ли это говорят.
Сами посудите Чапаев в тексте с одной стороны - воин, с другой - просветленный. Он говорит, что свобода бывает только одна, когда ты свободен от всего, что строит ум. Эта свобода называется «не знаю». Чапаев принимает пустоту мира, его иллюзорность, да и сам он иллюзорен.
Петр Пустота служит порталом, позволяющим совершать временные скачки, то во времена гражданской войны, то во времена написания романа – поздние 90-е.
Вставки с эпизода других «современных персонажей» романа, призваны только подчеркнуть абсурдность, иллюзорность и переоцененность многих привычно значимых для нас вещей. Тогда условный Шварценеггер, помещенный в контекст Садового кольца, выглядит смехотворно, и не жизненно. То, что на экране воспринимается как истина, на страницах книги приобретает абсурдность, вскрывая свою пустотность. С другой стороны, демонстрация самурайской этики в условиях бизнеса 90-х, позволяет взглянуть на восток по-другому. Разрушить привычные рамки. Увидеть высоту духа. И вместе с этим такую же абсурдность описанного. Всего лишь игру ума. Впечатляет и эпизод грибного трипа Володина. Он описан очень достоверно. Сразу вспоминается Епифанцев (который, к слову, играл Татарского в Generation П) с его подробными описаниями мухоморных триппов. Как издевка цитата о блаженности нищих духом, очень тонкая и ироничная.
Анна-пулеметчица – плод ума Петра Пустоты, идеальная дева, пригрезившаяся путнику, объект идеалистичной любви. И как ушат холодной воды, вечное разрушение этого пространства, причитанием о запахе лука изо рта. Пелевин легко и достоверно создает иллюзию и тут же деконструирует указывая на невозможность построения не иллюзии. Не знаю, это знание о том, что существует только иллюзия. Построение иллюзий свойство и сущность ума.
Герои анекдотов становятся мыслителями и поэтами, или сумасшедшими, или красными, или белыми, или-или. И в кавалькаде описательных эпизодов, одна лишь пустота является собой среди вереницы бесконечной смены масок, ролей и определений.
Есть только Пустота, которая позволяет любой иллюзии проявиться.
4343