Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Вверх по лестнице, ведущей вниз

Бел Кауфман

  • Аватар пользователя
    Аноним14 марта 2015 г.
    Как-то Бестер пришел в мой "ОО" класс (особо отстающих), и я срочно дала ученикам классное сочинение на тему "Мой лучший друг", и, проверяя тетрадки, я думала: как их исправлять и что исправлять – правописание, пунктуацию или одиночество, сквозящее между строк? Я не знаю, смеяться мне или плакать. Впрочем – и то и другое.

    Это произведение относят к юмористическому жанру, но мне больше хотелось поднять плакат с сигналом SOS.
    Очень глубокая социально-психологическая книга о школе, об отношениях между учителями и учениками, точнее - об их противостоянии, о проблемах и абсурдной ситуации, которая сложилась и уверенно продолжала развиваться в стенах этой самой школы имени Калвина Клуиджа.
    Молодая и неопытная Сильвия Баррет переступает порог школы и сталкивается с тем, к чему абсолютно не была готова. Во-первых, полное отсутствие дисциплин и правил, и тут не нужно особой сноровки, чтобы догадаться о поведении учеников в подобных условиях, тем более, если попадется класс ОО (особо отстающие). Сильвия искренне надеялась, что сможет привить своим ученикам все те знания, которые ей дал университет, но реальность оказалась слишком суровой. Класс решил ее не замечать. Все мы учились в школе и знаем не понаслышке КАК это бывает.
    Вторая трудность - это нелепая бюрократия, с которой Сильвии приходилось, практически, воевать. Она продиралась сквозь непонятные ей формулировки, которыми писались все распоряжения администрации. А чего только стоят всякие ПУП, УХ, УКУ! Я бы никогда в жизни не догадалась узреть в пупе Персональный Ученический Профиль, в уку Учетную Карточку Ученика, а в ухе Ученическую Характеристику. И это самая привычная и обычная манера общения между учителями ШКОЛЫ... Мечты Сильвии научить учеников тонкостям НАСТОЯЩЕГО чистого английского языка с треском потерпели бы провал, если бы не ее отчаянная дерзость и неистребимая любовь к профессии. Ну и постоянный апломб той же администрации:


    Пусть это вдохновит вас на подвиг - сделайте то, что невыполнимо.

    Каждый день Сильвия Баррет совершала подвиг. Да, она решила остаться в школе с трудными ребятами, с ужасающими бытовыми условиями и, мягко говоря, неадекватной Системой, которая калечила и разрушала, как червь - изнутри, незаметно, но упорно и напролом. Мисс Баррет осталась и смогла! Ее приняли, полюбили, к ней стали тянуться, она сумела донести до учеников свой внутренний свет - ей стали доверять.

    Когда Сильвия попала в больницу, ученики стали писать ей короткие записки:


    Некоторые чувства нельзя выразить словами. Я это знаю, хотя и собираюсь стать писательницей. Но я думаю, что вы поймете, что я имею в виду, когда говорю только СПАСИБО.
    Элизабет Эллис.

    Кто-то распространил ужасный слух, что вы не вернетесь. Нам ужасно плохо без вас. И мы не радуемся, хотя Рождество. Пожалуйста, пожалуйста вернитесь, я все сделаю, даже прочту "Юлий Цезарь".
    Джанет Амдур.

    Счастливо вам болеть и выздороветь поскорее! Вашу заместительницу мы так извели, что она больше не появится – даю голову на отсечение. Пока она устраивает истерику в канцелярии, мы обходим всех по алфавиту с подписным листом, хотя многих нет, чтобы известить вас, что ваш метод преподавания был отличным и приличным. Желаю новогоднего счастья навсегда.
    Фрэнк Аллен.

    И много еще таких записок, которые невозможно читать без того щемящего чувства, той ностальгии, которая живет в каждом из нас, наверно.
    В классе мисс Баррет стоял "Ящик пожеланий", куда ученики бросали записки с каким угодно содержанием. Сильвия их читала. Через них она узнавала ребят. Она отзывалась на их скрытую боль и одинокость. Она прислушивалась к ним, и ребята это чувствовали. Она стала для них "своей" - а этого многого стоит.

    Сюжет книги исключает присутствие автора. Он весь построен на основании записок учеников, внутришкольной переписки, обрывков разговоров, распорядительных писем, признаний и тд.
    Многогранная книга. Важная, нужная, достойная внимания.

    Название романа Кауфман взяла из докладной записки администратора школы, в которой она когда-то работала. Доклад об одном из учеников:


    Допустите носителя сего в класс. Задержан мною за нарушение правил: шёл вверх по лестнице, ведущей вниз, и на замечание ответил дерзостью.

    Такие лестницы действительно существовали (продолжают ли существовать?) в американских школах. С целью избежать столпотворения и возможных травм от падения, по одним лестницам допускалось движение только вверх, а по другим - исключительно вниз. Но Кауфман использовала это выражение в качестве метафоры. Для Сильвии Баррет было, пожалуй, самым тяжким испытанием карабкаться вверх по лестнице Системы, которая неумолимо вела вниз.

    Дальше...

    Кадр из одноименного фильма.

    46
    239