Рецензия на книгу
Повелитель мух
Уильям Голдинг
Аноним10 декабря 2024 г.Когда лживые боги обретают власть
В этом году я поставила для себя цель: прочитать как можно больше популярных книг/книг, которые у всех на слуху. Хотелось сократить виш-список книг, которые уже давно ждут своей очереди и заодно побороть страх "завышенных ожиданий" от известной литературы. Так я взялась и за "Повелителя мух". Весьма странное название для книги, которая рассказывает о мальчишках на необитаемом острове, подумала я. Однако чудовищная ирония, давшая имя этому произведению, открывается по ходу повествования, и смешного здесь точно ничего нет. Самой очевидной параллелью является образ некоего "Зверя", он же "Повелитель мух", который воплощается то в странных длинных тенях, то в змеях-лианах, то в виде диких животных, то в страшных кошмарах. По своей сути, Зверь - воплощение дикости, жестокости, жажды крови, непредсказуемой опасности и смерти. Первым символом Зверя становится мертвый пилот на парашюте, с которым столкнулись мальчишки. Это стало поворотным моментом, потому что до этого ребята сомневались в существовании неизвестного зла и начали скептически относиться к страхам малышей, которые все время плакали. Однако после того, как самые смелые мальчики, Ральф и Джек, обнаруживают качающееся тело пилота, Зверь перестает быть абстрактной опасностью и обретает реальный образ. Тем более, что его обнаружили "предводители" группы, в словах которых сомневаться не приходится. Символом победы над Зверем, подсознательным страхом перед дикой природой и темнотой, становится свиная голова на палке. Неспроста этим трофеем хвалится именно "племя" Джека, как бы показывая, что победить Зверя можно лишь вернувшись к дикости и первобытным инстинктам, не боясь замарать руки в крови.
Ральф и Джек - две противоположности, создающие контраст сюжета. Ральф - "английский мальчик", как сами себя называют герои в начале книги. Он старается вести дела так, как вели бы их взрослые, пытается создать на острове модель общества, к которому ребята привыкли. Для этого Ральф вводит правила. Например, все поочередно должны дежурить у костра, символа надежды на спасение. Однако постепенно ребята все больше и больше расслабляются и привыкают к жизни на острове, и сигнальный огонь становится практически никому не нужным. В то же время Джек - антипод Ральфа. Он усиленно продвигает идею свободного племени, где инстинкты и безнаказанность превыше организованности и порядка. Сначала его идеи отталкиваются обществом, поскольку мальчики помнят жизнь "в большом мире" и постоянно руководствуются вопросом "а что бы сказали взрослые?". Но чем сильнее страх перед Зверем и острее боль в животе от голода, тем больше ребят переходят под руководство Джека, который, в отличии от Ральфа, может предложить им жареное мясо и свободу действий. В этот момент читатель останавливается задуматься, при каких условиях и за что человек способен продать свои принципы, а так же о том, является ли жестокость защитным механизмом, необходимым для выживания в полной изоляции, или это лишь проявление того, что в обычном обществе подавляется правилами?
Интересно, насколько символичный смысл закладывал автор в свое творение. Уже само название - с иврита (בעל זבוב) имя древнееврейского языческого бога Баал-Зевув, или же более известный как Вельзевул. По одной из классификаций он является символом ложных богов (Ф. Баррет, 1801), что вполне соответствует искажению уверований мальчиков на необитаемом острове.
Более того, некоторые литературоведы проводят параллель между мальчиком Саймоном и библейскими мотивами. Уже само его имя - имя одного из двенадцати апостолов, позже получившего от Христа имя Петр. Как и некоторые святые, Саймон пытался донести правду товарищам по несчастью, за что умер мученической смертью от рук своего же "племени". Его трагическая гибель отпечатывается мрачным и постыдным следом в сознании мальчишек, понимание которой вызывает у всех без исключения слезы раскаяния в финале. Сам конец книги опять играет на контрастах - накрохмаленный строгий офицер, который олицетворяет собой "внешний мир" и его рационализм, и одичавшие грязные дети, дикари на изолированном острове.
Это сложное и многослойное произведение, вызывающее противоречивые чувства - от сочувствия, сожаления и нездорового любопытства до отвращения и ужаса. Но красота этой книги не только в том, что на поверхности лежат глубокие размышления, но и в том, насколько точны символы, намеки, полуоттенки да и сам задний фон сюжета. Это мрачная и поучительная сказка, однако ее философия оставляет глубокий тяжкий след в душе.591,8K