Рецензия на книгу
Интервью с вампиром
Энн Райс
Аноним9 декабря 2024 г.Вампировы слёзы
Я не смотрела известную экранизацию этого, уже ставшего классическим в этой тематике, романа Энн Райс, но в общих чертах была знакома с сюжетом и персонажами.
Главный герой и рассказчик, вечно страдающий вампир Луи, этакий Гамлет, Принц Вампирский, вечно мечущийся между жаждой самой сладкой крови и жгучим состраданием к жертве. Он дает интервью юноше-журналисту, в котором описывает всю свою очень длинную жизнь и своих любимых и врагов. Порой эти любимые и враги меняются местами, причиняя Луи новые страдания и неудобства.
Центральное место в повествовании занимает новая вампирская семья Луи: обративший его эксцентричный вампир-собственник Лестат и их "дочь" вечно пятилетняя внешне, но внутри невероятно взрослая, умная и жестокая вампирша Клодия. О ненависти и презрении к Лестату и нежной любви и привязанности к Клодии постоянно вещает Луи в интервью.
Но если проникнуть чуть глубже поверхности сюжета и прекрасного стилизованного под романы 18-19-го веков языка автора, то читателю откроются потайные подтексты романа, которые выглядят еще более провокационными, чем горы трупов, которые оставляют после себя эти трое вампиров в небольшом Новом Орлеане, который бы вымер за пару лет, не будь книга вымыслом. Это и явная нетрадиционность отношений между Лестатом и Луи, а потом и между Луи и Арманом, и абьюзивное поведение "отца"-Лестата по отношению к его "семье", и явно нездоровая привязанность Луи к своей "дочери" Клодии, и собственно крокодиловы слёзы Луи по поводу убийств людей и богооставленности. Еще в период зарождения этого жанра в литературе (у Шеридана Ле Фаню и Брэма Стокера) прослеживается явная метафора сексуальной близости в кормлении вампиров. Энн Райс ее развивает и поддерживает, подчеркивая, что вампиры не способны испытывать наслаждение не от чего-либо, кроме как от выпивания крови из человека. И это сердцебиение в унисон, сладкие запахи, томление и желание обладания то тут, то там возникают в романе при описании вампирской жажды. И немудрено, что даже не имея явного желания увидеть непристойные подтексты, их замечаешь и в страстных скандалах Луи и Лестата, и в убийственных объятиях жертв, и в любовных воркованиях Луи и Клодии, и в притягательных взглядах Армана, ...
Несмотря на все мрачные и спорные нюансы романа, слушать его аудиоверсию в озвучке Юрия Титова было очень интересно и захватывающе. И нет-нет, а проскакивало сочувствие и к нытику-Луи, и к запертой в теле ребенка женщине Клодии, и к жаждущему компании и подчинения вредному Лестату.
10300