Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Завтра я всегда бывала львом

Арнхильд Лаувенг

  • Аватар пользователя
    Аноним8 декабря 2024 г.

    Я проживала свои дни овцой

    Перед нами рассказанная от первого лица история девушки, которая заболела шизофренией, а потом вылечилась и стала психотерапевтом. Читать это было невероятно интересно, потому что где еще узнаешь, что чувствует человек, который сходит с ума? Какие мысли в его голове? Осознает ли он свое безумие?


    Причина была не в болезни и не в голосах, мне просто была непереносима мысль о том, чтобы признаться, какие постыдные и унизительные потребности живут в моей душе: потребность в заботе, потребность в том, чтобы на меня обратили внимание, потребность в избавлении от одиночества.
    Состояние психоза очень утомительно, и со временем я стала изнемогать над бременем своей неспособности и негодности, от обилия всего, что стало для меня невозможным.

    Автор обнажает свои секреты и выворачивает наизнанку душу, поэтому невозможно ей не сопереживать. Арнхильд все годы болезни хотела обыкновенного человеческого тепла и сочувствия. Хотелось, чтобы она наконец нашла людей, которые ее поймут и оценят.


    У меня не оставалось времени на друзей и развлечения, и пускай это глупо, однако мне так было спокойнее, потому что некогда было горевать о долгих годах, прожитых в одиночестве.
    Я думала, что будет просто чудесно провести время с подружкой, которая пришла лично ко мне и хочет побыть со мной, не потому что ей за это платят, а потому что ей самой так хочется или потому что мы все таки раньше с ней дружили.

    Арнхильд подробно описывает, какие мысли возникают в голове у шизофреника, когда он пытается причинить себе вред, бьется головой об стену или режет себя.


    Я боялась, что в жилах у меня вместо крови течет овсяный кисель, и что в моем теле совсем не осталось живого тепла, что в нем нет ни искры жизни.

    Вторая часть книги - это рассуждения автора как психотерапевта о проблемах в лечении шизофрении. Она рассуждает, в чем ошибки системы, что можно было бы изменить, чтобы дать шанс на излечение бОльшему количеству пациентов, а также предлагает свои интерпретации и методы решения.
    Довольно много в истории осуждения профессионального сообщества врачей и их подхода. Она считает, что врачи обращаются с шизофрениками как с источниками беспокойства, которых можно не лечить, а достаточно лишь успокаивать и следить, чтобы они не причинили себе и другим вред.


    Меня просто пугает, что в нашей психиатрии медики отмечают в журналах человеческие призывы о помощи, не добавляя к ним никаких профессиональных соображений о том, какая помощь представляется в данном случае целесообразной. Это примерно то же самое, как если бы они, заметив, что больной страдает серьезным истощением, ограничились бы пометкой в журнале, но не накормили бы больного. Не установили причину его истощения. Не дали рекомендаций, как избежать истощения в дальнейшем. И не указав причины, почему ничего не быдо сделано в этой ситуации. Но это лишь приблизительное сравнение. Потому что никто никогда бы не поступил так с больным, страдающим от физического истощения. Зато с пациентами, страдающими от душевного истощения вследствие недостатка человеческой заботы и внимания, так поступают часто. И я считаю, что разницы здесь заключается в том, что последнее считается чем-то постыдным.

    Исходя из этих размышлений автор предлагает другой вид терапии для больных шизофренией: трактование симптомов через личность пациента и ее дефициты. Также она предлагает вручать больным чувство контроля за свою жизнь, потому что только это ощущение удерживает психику человека на плаву.

    Для иллюстрации этого утверждения она упоминает наблюдение, сделанное психологами при обследовании женщин, подвергшихся сексуальному насилию. Было замечено, что женщины брали на себя вину за случившиеся. Им было легче принять на себя ответственность, восполнив потребность в контроле над ситуацией и предсказуемости происходящего. Так они сохраняли ощущение контроля над своей жизнью. В обратном же случае эти женщины - беспомощные жертвы, а мир - мрачное и непредсказуемое место. Что в принципе так и есть, но существенно препятствует реабилитации, потому что попытка убрать у жертв чувство вины влечет за собой потерю контроля.

    Она также подчеркивает, что вера в исцеление и поддержка пациентов играет значительную роль в реабилитации. Отлично иллюстрирует ее позицию пример с плохо видящими людьми. Было выявлено, что разница зрения в 2% оказывает глубокое влияние на то, как сложится жизнь человека. Юридическое определение слепоты - менее 10% зрения, поэтому человек с 9% живет как слепой, а с 11% - как человек с ограниченными возможностями. 11% пациентам помогали лучше использовать остатки зрения, и они выполняли свои бытовые функции как и все другие. В то время как 9% пациенты получали помощь в решении проблем, связанных со слепотой. Им помогали помочь принять реальное положение вещей и осознание своего диагноза. От этого и абсолютно разный уровень жизни и приспособление, хотя фактическая разница в зрении всего 2%.

    Лаувенг поднимает важный вопрос лечения шизофрении -  как не перепутать симптомы болезни с симптомами медикаментозного лечения? По ее словам, сейчас это абсолютно серая зона, в которой никто не рвется разобраться.

    Мне не хватило понимания, что сделала автор, чтобы полностью выздороветь и возможно ли это «полностью»? Несмотря на нехватку этих подробностей, книга получилась замечательная, и я могу ее рекомендовать всем интересующимся психиатрией и ментальными расстройствами.

    Содержит спойлеры
    8
    215