Рецензия на книгу
Искусство быть
Эрих Фромм
Аноним13 марта 2015 г.Мы более богаты, но менее свободны. У нас все больше атомного оружия, но мы все более беззащитны. Мы более образованы, но все меньше способны на критические суждения и убеждения. У нас процветает религия, но мы все больше становимся материалистами.
Начиная с детства, человека поощряют не иметь истинных убеждений. Он редко встречается с критической мыслью с настоящими чувствами, и поэтому только согласие с другими может спасти его от непереносимого одиночества и потерянности. Индивид не ощущает себя активным носителем собственной силы и внутреннего богатства; он обнищавшая «вещь».«Пусть человек восторжествует»,- говорит Эрих Фромм. Именно человек истинная ценность, а все остальное вторично. В человеке заложена непостижимая глубина и красота. Все силы каждого человека должны быть брошены на усиление и развитие своих начал. Взгляд Эриха Фромма на человека полон любви, сострадания и надежды на лучшее. Конечно, легко наблюдая за человеком замечать все мерзкое, считать всех людей животными, кусками мяса и грязью на планете Земля. Да, кто-то говорит что человек убог, мерзок, он лжет, притворяется, лицемерит и предает. В этом будет своя доля истины. Но видеть лишь в человеке эти качества, значит быть слепцом или глупцом. От такого однобокого восприятия невольно придешь к выводу, что человек не достоин жизни, что следует руководствоваться принципом «человек-человеку волк», при любом удачном случае самому предавать и обманывать другого человека, пока он не сделал это первым. Никто не отрицает, что человек лжет, предает, он жесток и часто очень глуп, но в то же время в любом человеке живет любовь, сострадание, созидательное начало, он творит, помогает, улучшает. Тут лишь вопрос о том в какую сторону будут в большей степени направлены его устремления. А однобокий негативный взгляд на людское племя обычно возникает из-за невысокого культурного, эмоционального уровня человека. Человек уж точно не обычное животное.
Эрих Фромм обращается в очередной раз к проблеме индивидуализма. Индивидуальность человека в нынешнее время стирается, исчезает и всё вокруг направлено на это. Стереть различия, всех сделать одинаковыми, подарить лишь иллюзию особенности.
Для большинства индивидуализм оказался не более чем фасадом, за которым скрывалась неспособность обрести индивидуальное чувство идентичности. Замену истинно индивидуальному чувству идентичности и искали, и находили. Нация, религия, класс и профессия могут дать такое ощущение.Он, конечно, не выступает против нации и религии, а указывает, что, если вся индивидуальность человека сводится лишь к тому, что он русский или православный, то индивидуальности в этом человеке нет никакой.
Борьба против авторитарности в государстве, как и в семье, часто становилась основой развития независимой, смелой личности.Первым толчком к воспитанию индивидуальности и идентичности автор называет – протест, неповиновение. Он указывает, что на протяжении многих столетий повиновение считалось высшей добродетелью. Повиновение сына отцу, человека государству в любых даже в преступных поползновениях последних. В нынешнее время, он считает, что нужно сместить акценты, а неповиновение из греха сделать добродетелью. При этом он указывает, что протест ради протеста не имеет никакого смысла и является таким же негативным явлением как повиновение человека во всем и всему. Вместе с тем Эрих Фромм указывает, что повиновение человека может привести к краху человеческой цивилизации, к концу света.
Если, согласно Библии, история человечества началась с акта неповиновения Адама и Евы, если, согласно греческому мифу, цивилизация началась с акта неповиновения Прометея, вполне вероятно, что конец истории человечества положит акт повиновения, покорность правителям, которые сами подчиняются архаическим фетишам «государственного суверенитета», «национальной чести», «военной победы».Эрих Фромм призывает: «Люди, пожалуйста, думайте, как бы это страшно ни было.» Ведь нет ничего страшнее и невыносимее для человека, чем его самостоятельная, независимая мысль и соответствующее действие в согласии с этой мыслью.
Хотя технически мы живем в атомном веке, большинство людей, включая тех, кто находится у власти,- эмоционально все еще представители каменного века.В целом же «Искусство быть» мне понравилась гораздо меньше «Искусства любить». Да, половина книги пришлась мне по душе и крайне понравилась, но другая половина была малоинтересна. В ней всё сводилось в итоге к Фрейду и Марксу. Размышления над Фрейдом и психоанализом было сперва любопытно почитать, но вскоре они мне наскучили. Я не разделяю ни его взглядов по части социализма, ни по части психоанализа. Хотя, я думаю, для людей, живущих в странах, где психоаналитическая деятельность практически никак не развита, размышления на эту тему вряд ли вызовут особый интерес. Фромм очень многие компоненты «искусства быть» связывает именно с психоанализом и походом к психоаналитику, что мне кажется неубедительным.
XIX столетие сказало: «Бог умер»; XX век мог бы заключить: «Человек умер». Средства оказались на месте целей, производство и потребление стали целью жизни, которой подчинено все существование человека. Мы производим вещи, которые ведут себя, как люди; люди ведут себя, как вещи. Человек превратил себя в вещь и поклоняется тому, что сделал собственными руками; он отвернулся от себя и регрессировал к идолопоклонству, хотя и поминает имя Божье.61,8K