Рецензия на книгу
Грозовой Перевал
Эмили Бронте
Аноним4 декабря 2024 г.«Ненадежный рассказчик» до того, как это стало мейнстримом
Еще до того, как я прочла эту книгу, я многое о ней слышала - в основном в контексте яркого примера дисфункциональной, дикой любви, особенно нетипичной для литературы того времени. Кажется, настолько нетипичной, что эта любовь, имеющая несильное развитие в сюжете, почему-то заменила собой основной сюжет книги - даже в аннотациях делают акцент именно на ней. Для меня же она бесцветно меркла на фоне гораздо более ярких и интересных описаний дикости и жестокости одного из главных персонажей. Но самые сильные эмоции у меня вызвали не страдания бедных сироток, а справедливое возмущение к персонажу, рассказывающему основную историю.
Нелли, «молочная» сестра «главной пары» - Хитклифа и Кэтрин, и возможно именно поэтому она решает, что вправе вершить их судьбы, будучи для обоих лишь служанкой. Роман не нужно перечитывать, чтоб заметить - все довольно очевидно и так, ну или по крайней мере становится очевидным в момент главного припадка Кэтрин. До этого именно Нелли дала услышать Хитклифу слова, заставившие его в последствии покинуть родной дом - после чего события были уже предрешены. Нет, я не думаю, что это был коварный план Нелли, что она исполняла роль серого кардинала - может позже, уже с дочерью Кэтрин, но не тогда. Кажется, что все это просто жестокость к Хитклифу и Кэтрин, «невнимательность» (а если смотреть критичнее, издевательства над больным человеком) к Кэтрин, приведшие к ее смерти. И по моему мнению, жестокость вызванная ранней потерей настоящего хозяина дома, и, как следствие, размытия ролей прислуги и домочадцев. Для Нелли Кэтрин и Хитклиф были детьми, воспринимала она их как часть своей семьи, а отнюдь не хозяев - и, как бы красиво это не звучало, но именно это «братское» отношение все испортило. Если перечитать главы с взрослением Кэтрин, очень явно в глаза бросается какие негативные эмоции вызывают у Нелли «приказы» младшей хозяйки (причем позже, с новой хозяйкой это не повторится - Эдгар Липтон сумел все же исправить эту черту у Нелли, в том числе и за счет смерти Кэтрин), и как это превращается в постоянной желание «поставить ее на место».
Понимаю, что для читателя того времени, наверное, более возмутительным было осквернение могилы, но для меня эта книга стала особенной за счет контраста явного и неявного сюжетов - как шкатулка с двойным дном.399