Рецензия на книгу
Черный обелиск
Эрих Мария Ремарк
Аноним4 декабря 2024 г.Философия шизофреника как голос истины.
Книга воспринимается мной как внутренний конфликт. У всего есть две стороны, два полюса, две противоположности. Философия с бесконечным концом, где не поймешь, почему одно главенствует над другим, это как шизофреническая личность ( а может истинная, настоящая) Изабеллы -- прекрасной и гармоничной, и посему сумасшедшей, вечно глагольствующей и задающейся вопросами, как и ГГ.
Доллар -- скачет он по мировым биржам, как ошалелый жеребец. Скачет и сеет смуту, скачет и делают ставки -- причем народ нищает, а высшие разумы жиреют. Как там у Булгакова про доллар: "Доллар! Великий всемогущий дух! Он всюду! Глядите туда! Вон там, далеко, на кровле, горит золотой луч, а рядом с ним высоко в воздухе согбенная черная кошка — химера! Он и там! Химера его стережет. (Указывает таинственно в пол.) Неясное ощущение, не шум и не звук, а как бы дыхание вспученной земли: там стрелою летят поезда, в них доллар! Теперь закройте глаза и вообразите — мрак, в нем волны ходят, как горы. Мгла и вода — океан! Он страшен, он сожрет! Но в океане, с сипением топок, взрывая миллионы тонн воды, идет чудовище! Идет, кряхтит, несет на себе огни! Оно роет воду, ему тяжко, но в адских топках, там, где голые кочегары, оно несет свое золотое дитя, свое божественное сердце — доллар! И вдруг тревожно в мире! И вот они уже идут! Идут! Их тысячи, потом миллионы! Их головы запаяны в стальные шлемы. Они идут! Потом они бегут! Потом они бросаются с воем грудью на колючую проволоку! Почему они кинулись? Потому что где-то оскорбили божественный доллар! Но вот в мире тихо, и всюду, во всех городах, ликующе кричат трубы! Он отомщен! Они кричат в честь доллара!" Смутная и страшная мысль в моей голове от гармонично нашедших друг друга Булгакова и Ремарка: А вдруг это и была Вторая Мировая, унесшая рекордное число людей за всю историю человечества?
Давайте снова об Обелиске.
Что я вижу? Картину Германии с её голодом, обидой и оскорбенном высокомерием после Первой Мировой. Вижу обнищавший народ, потерявший общую цель, та Германия есть антоним Советскому Союзу того времени -- здесь была Идея и Цель. Люди хотели стать людьми без превознашения одной нации, они хотели быть Людьми. А Гитлер нашел и немцам цель -- быть Немцами, быть воплощением настоящего человека, а не недочеловеком. Какая же эта идея несостоявшаяся и глупая, и как же она укоренилась в молодых и в безнадежных старых умах, если те можно назвать умами. Вот ГГ -- он был Ум. Этот ум везде искал смысл, везде видел подвох и это не давало ему жить. Болезненный философ, вынужденный крутиться, чтоб выживать. Это просто вечный внутренний конфликт -- герой несозревший созрел в окопах Первой Мировой, полной уродливой жестокости, как и любая война. И как смерть одного человека трогает в мирное время, и как статистика не заставляет задуматься в военное время, и как евреи виноваты во всём не больше велосипедистов, а ветераны это не патриоты, патриоты это сопляки а-ля хайль, в фетишных сапогах...
Герой любит ради души умолишенную и прекрасную девушку, герой любит для тела сильную акробатку и содержанку в одном лице. Герой пьёт как русский и мыслит как еврей, будучи немцем. Просто потому что он -- человек. И нация есть самообман, и когда нечем похвастаться и нет смысла, чтоб объединиться -- вспоминают национальную принадлежность и кичатся ею. Для меня этот роман -- диалог Ремарка самого с собой, при прочтении возникает чувство, что читаешь дневник мыслей шизофреника, который перевоплощается в разных героев и ведет беседу от их имени, чтобы самому понять цель и смысл. Жизни, любви, времени, смерти, войны, патриотизма, религии и других насущных тем. Ремарк так саркастично высмеивает черты людей -- вот мы кидаемся в траур и оплакиваем человека, мы сломлены и разрушены, хоть при жизни мы презирали его и видели его смерть в бурных фантазиях обиженного ума.
Я читаю про героев и героинь и думаю -- вот оно дно и есть. Дно, к которому люди направляются сами, но всё же как герой запутываюсь в мыслях и моя глубокая и в то же время короткая дума обрывается.
Роман не имеет четкой структурированности, в нём нет экшена, он вял и тяжёл, как и то пахнущее болотной тиной предвоенное время. А я еще удивлялась -- зачем немецким офицерам чулки из шкафов советских женщин, и сами шкафы, которые разбирались с педантизмом, присущим немцам и с такой же пунктуальностью отправлявшиеся в Германию. Надо было просто почитать Ремарка и его Обелиск -- этот черный нелепый камень как мы, такие же нелепые людишки посреди цветущей природы; и мы гадим на вечные ценности так же, как старый пьяница гадил на мраморный Обелиск, вываянный не для того, чтобы его ежевечерне поливали струями мочи. "Война создана, чтобы потом больше рожали?", "Кто тут сумасшедший -- умалишенная Изабелла или люди, не видящие истины?", "Есть ли связь между разумом и душой?", "Зачем юношам погибать на войнах, если они глупы и еще девственники?", а еще люди любят толковать о разводах и постелях знаменитостей, люди любят жрать, а не принимать пищу, любят спать, лучше, когда с кем-то, и еще пожрать после.
Ремарк слишком наблюдателен, Ремарк слишком разителен, Ремарк слишком много пьет. И пьет он из-за этих своих неизменно трагичных черт.
Я купила всю серию Ремарка. Тут он у меня от АСТ. В руках держать удобно. Такая маленькая вещица способна так испортить беззаботность!
Какие прекрасные идеологические догматы отрокам предлагала война, и что они получили... Не только превратились в инвалидов, психов и полуголодных несчастных и одиноких личностей, но и сама страна превратилась в ограниченную в возможностях обнищавшую мещанку, бившую себя в грудь гордостью, оскорбленной, получившей хлесткую пощечину. А еще у них были самозванные поэты с гнусными произведениями, не имевшими общего с реальностью и моралью. А на улицах фашистский молодняк творил бесчинства под истеричное рявканье радио.
Они называли большевиков самыми ужасными именами, но у них, в капиталистическом рае "труд честного человека" не давал самому трудящемуся возможности поесть за счет своих натруженных рук. В первой половине это хорошо описывается, прямо разложено по полочкам -- кто за что и как получает деньги и на что это хватает. Воздержусь от цитирования.
Герои размышляют о Боге -- почему умирают дети и почему умирают так нужные детям матери (как во Время жить и время умирать) и -- О, ужас! -- сумасшедшая Изабелла сказала истину, что Бог боиться, что о нем забудут и перестанут обращаться к нему... Поэтому и так тяжела жизнь. Все основано на страхе -- одиночества, голода, страхе пред ничтожностью, пред лицом смерти и др.
И ГГ говорит, что Изабеллу убили, когда она, то бишь Женевьева, излечилась от сумасшествия. Она стала как все -- шептала молитвы и интересовалась магазинами с модной одеждой.
Так же и с Черным Обелиском -- эта гранитная символика поколения была продана на могилу женщины, дающей любовь за деньги...
Рада только за Героя, как хорошо, что он вовремя уехал из той дыры...73536