Рецензия на книгу
Блеск и нищета куртизанок
Оноре де Бальзак
Аноним10 марта 2015 г.Роман этот подобен своему автору, он излишне тучен и пышен, а мое восприятие его удивительным образом совпадает с тем, как видел Роден его автора и как воплотил его в скульптуре.
Это идеальный образец классической литературы – монументальной и избыточной, в которой иногда слишком много текста для того, чтобы она стала интересной.
Однако, мое мнение после того, как я перевернула последнюю страницу романа, несколько изменилось. Содержание одержало верх над формой.
Во-первых, Бальзак как художник-баталист рисует полотно общественной жизни, сталкивая две противоборствующие силы – Правосудие и Преступную среду. При этом силы эти одинаково равны и даже пользуются одними и теми же методами. Как Добро и зло – стороны одной монеты – дихотомия описанных Бальзаком сил это вечная история поиска равновесия и баланса силы в мире.
Во-вторых, Бальзак противопоставляет так называемый высший свет, живущий по собственным законам всему остальному миру, уличая его в чрезмерном консерватизме, тщеславии и наивной глупости.
И наконец, интересно место, которое Бальзак в этом великом противоборстве отводит Женщине. Она для него и глупая овечка, отданная на заклание, и верная подруга, способная прийти на выручку в любой беде, и средство достижения цели, и средоточие жеманства и непостоянства, и оплот житейской мудрости. За каждым мужчиной стоит женщина и только те, кто смог подняться над ее властью, способны управлять своей жизнью и судьбами других. Женщина – вот истинная Царица романа великого француза.
«Блеск и нищета …» Как быстро стало нарицательным это словосочетание, как метко отражает оно все благородство возвышения и всю глубину падения. Чем выше сидишь, тем больнее падать – вот истина на все времена. Только познавшие истинную любовь и счастье способны искренне оплакивать их утрату.
Бальзак ткет полотно из интриг и страстей, вплетая предательство, любовь и жажду наживы, даря надежду и лишая ее. И получается полнокровное полотно общественной жизни во всем ее многообразии.1487