Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Повести. Белеет парус одинокий. Я, сын трудового народа… Сын полка

Валентин Катаев

  • Аватар пользователя
    Аноним2 декабря 2024 г.

    В январе 2025 года первому изданию книги исполняется 80 лет

    МАЛЬЧИК ИЩЕТ ОТЦА
    Нынче я впервые после пионерского возраста перечитал повесть. И, знаете, это блестяще. И ни одной строчкой не стыдно (испанским или финским стыдом) за автора.

    Хорошо не просто потому, что хорошо написано: "…Пушка ударила с такой силой, что мальчику показалось, будто от нее во все стороны побежали красные звенящие круги…" Или: "…уносились снаряды за гребень высотки, в Германию, туда, где небо казалось уже не русским, а каким-то отвратительным, тускло-металлическим, искусственным, немецким небом…"

    "Сын полка" – классическая мелодрама. И построена по всем ее законам — временами срываясь в высокую трагедию. Читаешь — то и дело перехватывает горло и (что называется, предательски) свербит в носу.

    Сюжет всем известен. "Пастушок", как его называют, или Ваня с говорящей фамилией Солнцев, мальчик лет двенадцати, потерял в войну всю семью. Его находят на болотах наши разведчики.

    "…Только теперь мальчик заметил, что шлемы солдат были русские, автоматы – русские, плащ-палатки – русские, и лица, наклонившиеся к нему, – тоже русские, родные.

    Радостная улыбка бледно вспыхнула на его истощенном лице. Он хотел что-то сказать, но сумел произнести только одно слово:

    – Наши…

    И потерял сознание…"

    Исхудавший, измученный, грязный "пастушок" обретает семью. Сначала это гиганты-разведчики ефрейторы Биденко и Горбунов. "Сердце было полно бурной радости оттого, что он останется жить у разведчиков, у этих прекрасных людей, которые обещают его постричь, обмундировать, научить палить из автомата..."

    Однако в любой мелодраме всегда обязательно действует коварная разлучница, которая мешает герою обрести счастье. И здесь это — война.

    Она, гадина, пытается вырвать мальчика из семьи. Сначала — потому что не положено ребенку находиться на фронте, надобно отправить его в тыл:

    "– …Дяденька, – сказал он, глотая слезы и осторожно тронув Биденко за шинель, – а дяденька! Слушайте, не везите меня. Не надо.

    – Приказано.

    – Дяденька Егоров… товарищ сержант! Не велите меня отправлять. Лучше пусть я у вас буду жить, – сказал мальчик с отчаянием. – Я вам всегда буду котелки чистить, воду носить…

    – Не положено, не положено, – устало сказал Егоров. – Ну, что же ты, Биденко! Готов?

    – Готов.

    – Так бери мальчика и отправляйся. (…)

    – Дяденька! – закричал Ваня.

    – Не положено, – отрезал Егоров и отвернулся, чтобы не расстраиваться…" (как раз моя любимая 69-я страница).

    Но "пастушок" по-водевильному обманывает Биденко и возвращается на фронт.

    Дальше замес становится круче: мальчик отправляется с гигантами-ефрейторами в разведку и попадает в фашистский плен.

    Тут разлучница-война как бы подсовывает ему ложную, обманную фамилию. Чуждую, фальшивую общность. Ваню допрашивает женщина, говорящая по-русски, но служащая фашистам. Она уверяет героя, что они одна семья и он может считать ее своей тетушкой — сама же лезет цепкими пальцами в рот "пастушку" и обнаруживает, что тот облизывал химический карандаш — значит, делал шпионские пометки. В погребе ребенку предстоит просидеть три дня и три ночи без воды и пищи.

    Кадр из фильма "Сын полка" 1946 года. Фото: ru.kinorium.com

    Но настоящая советская семья в лице разведчика Горбунова — а, скорее, в лице всей Красной Армии — во время наступления освобождают малыша.

    Солнцева усыновляет командир батареи капитан Енакиев, потерявший в первые дни войны сына и жену.

    Но и тут война (что ты сделала, подлая!) не унимается и отрывает у "пастушка" только что обретенного отца. Эпизод боя, когда капитан отправляет в тыл мальчика со "срочным пакетом", а сам вызывает огонь на себя, трудно читать без слез. И, казалось, все потеряно навсегда:

    "…Он (Ваня) неподвижно смотрел на капитана Енакиева, и чем больше он на него смотрел, тем больше ужасался тому, что видит.

    Вся аккуратная, ладно пригнанная шинель капитана Енакиева была порвана и окровавлена, как будто его рвали собаки. Шлем валялся на земле, и ветер шевелил на голове капитана Енакиева серые волосы, в которые уже набилось немного снега.

    (…) Руки капитана Енакиева были почему-то без перчаток. Одна рука виднелась особенно хорошо. Она была совершенно белая, с совершенно белыми пальцами и голубыми ногтями. Между тем ноги в тонких старых, но хорошо вычищенных сапогах были неестественно вытянуты, и казалось, вот-вот поползут, царапая землю каблуками…"

    Однако советская страна в конце концов все-таки находит для Ивану настоящую семью и подлинного отца. И это не просто суворовское училище, куда его символично провожает ефрейтор Биденко (но теперь от него "пастушок" уже не бегает). И это даже не генерал (начальник училища), который перед подъемом по-отечески обходит казарму, где спят его питомцы и особо останавливается перед "пастушком". В нынешней редакции романа герой видит сон: его как бы символически усыновляет Суворов. Это звучит неплохо, однако гораздо менее сильно, чем заканчивалась повесть восемьдесят лет назад.

    Тогда Ваню Солнцева метафорически усыновлял отец всех отцов, главный отец страны: "Из-под прямого козырька фуражки на Ваню требовательно смотрели немного прищуренные, зоркие, проницательные глаза. Но под темными усами Ваня увидел суровую отцовскую усмешку, и ему показалось, что Сталин говорит:

    — Иди, пастушок… Шагай смелее!"

    Кода. Занавес. Конец истории.

    Сталинская премия в области литературы (второй степени).

    9
    815