Рецензия на книгу
Пока мы лиц не обрели
Клайв Стейплз Льюис
Аноним10 марта 2015 г.Да знаю я, знаю, что Льюис убежденный христианин, но не собираюсь воспринимать книгу через эту призму. Не хочу и не буду. Потому что незачем. Самое главное уже рассказано, а в дополнительных глубинах роман не нуждается. Вот если бы концовка другая была, то можно было бы и через Библию посмотреть. Но, похоже, открытые концовки Льюису не по вкусу и в данном случае я с ним солидарна. Я все же его почитать хочу, а не какого-нибудь постмодерниста, чтоб мозг узелком завязать и еще неделю ходить и пытаться понять а что же это было. В общем, не понимаю я, почему в википедиях книгу относят к религиозным. В "Хрониках Нарнии" религиозности больше. Зато у нас на ЛЛ она вынесена в отдельную графу "Мифология", за что кураторам большое спасибо.
Аннотация не врет совсем и это действительно переложение мифа об Амуре и Психее. Причем знать миф не обязательно. Основную его часть неплохо изложит один из священников. У Апулея миф скорее похож на сказочку: вот хорошая Психея, вот плохие все остальные. И точка, никаких отклонений влево-вправо. Льюис же вдохнул в него настоящую жизнь, наполнил характерами, красками, эмоциями.
Повествование ведется от лица Оруаль, некрасивой сестры. Она рассказывает как ее не любили, как называли уродиной и только греческий раб Лис хорошо к ней относился и в итоге заменил отца. Когда же родилась Истра-Психея, Оруаль взяла на себя все заботы о малышке. Само собой, она росла необычайно красивым, умным и благородным ребенком. А третья сестра начала обнаруживать в себе самые низменные черты характера. В итоге она-то и стала причиной того, что народ проявил недовольство Истрой. а верховный жрец Унгит потребовал принести Психею в жертву Чудовищу, которое должно ее не то сожрать, не то взять в жены, не то и то и другое сразу, потому что для него это одно и то же. Дальше все идет своим чередом. Психея отправляется в изгнание, Оруаль становится Царицей и отличным мечником, но на склоне лет предпринимает путешествие, заходит в какой-то храм и там священник рассказывает ей о новой богине Истре и ее злых сестрах. После чего Оруаль решает написать книгу, жалобу на богов и пусть только попробуют они не ответить, пусть только попробуют оправдаться.
Даже в первой части, когда Оруаль сама себя яростно оправдывает, заметно, что она делает все, чтобы ее любили и это чувство было главным, единственным и всепоглощающим. Психея не должна была перед жертвоприношением говорить о смерти и как легко ее принять. Лис не должен был хотеть вернуться в Грецию, когда ему дали вольную. Бардия не должен был уходить домой к жене после рабочего дня. Все это задевало Оруаль и ей казалось, что она должна сделать все, чтобы их удержать возле себя. И лишь зачитав богам свою обвинительную речь, которая в итоге стала вердиктом она начала понимать, что ее любовь была похожа на любовь Чудища. Печально это. Но не многие ли из нас так же хотят этой всепоглощающей любви от других? Когда мы даем советы другим, мы действительно хотим, чтобы им было хорошо, или пытаемся сами устроиться поудобнее? Больше всего меня пугает неосознанность этих действий, когда думаешь, что желаешь блага для человека, а на деле желаешь зла.
Восторги восторгами, но в итоге книга полна несложившихся жизней, людей, так и не нашедших свое счастье. Но при этом Льюис настолько спокойно и обыденно об этом пишет, что кажется будто так и надо. Ну и конечно в конце всех ждал покой, иначе он собой бы не был. Хотя небольшой грустный осадок остается. В общем, прежде чем обвинять богов, попробуйте поискать причину где-нибудь поближе к земле, например, в себе.
1148