Рецензия на книгу
Братья Карамазовы
Фёдор Достоевский
Аноним2 декабря 2024 г.Камерный метароман
Что можно сказать о вершине творчества «глубочайшего аналитика человеческой души»? Это было восхитительно.
«Братья Карамазовы» – роман именно восхитительный в своей тревожной глубине и отражающий с поразительной психологической достоверностью «обе бездны – бездну вверху и бездну внизу». Его невозможно пересказать: основа сюжета с первых же частей обозначается по линии «мотив-преступление-наказание», но повествование выходит далеко за материальные рамки событий, позволяя главному действию разворачиваться прямо в душах читателей.
На протяжении всей книги создавалось ощущение, будто я веду диалог с самой собой, систематизирую мысли, которые раньше приходили в голову, но оставались брошенными ещё до того, как удавалось облечь их в осязаемую форму и положить в готовом виде на полочку. Однако для того чтобы роман стал в какой-то степени даже интимным, подобные духовные метания необходимо пережить самостоятельно: поставить под сомнение веру в Бога и справедливость, найти смысл собственного существования и снова его потерять, испытать сильные чувства к другому человеку и заняться поисками ответа на вопрос: «что же такое истинная свобода?».
Братья Карамазовы, пускай в свойственной каждому из них манере (Алёша – робко, Дмитрий – импульсивно, а Иван – вызывающе), притрагиваются к тому, на чём впоследствии будут основываться их стремления, откуда корнями будут происходить главные изменения их моральных устоев. И вместе с тем погружение в самые тёмные уголки внутреннего мира героев Достоевского оказывается не чем иным, как изучением себя самого. Поэтому если роман читать в правильный период жизни, все монологи превращаются в диалоги, а где разговаривают двое – там и вовсе трое вовлечены в дискуссию. Всегда прибавляется ещё одно действующее лицо. Ты сам.
У меня впервые катились слёзы от той кропотливой работы, которую совершало сознание в доверительной беседе с Достоевским, и, кажется, будто я настолько уходила в себя во время чтения, что буквы уже переставали мелькать перед глазами, а общее состояние делалось похожим на транс. Все хождения Алёши, эскапады Мити и рассуждения о высоком Ивана служат лишь фоном к истинному замыслу романа: исследованию процесса обретения Бога в душе. Поэтому метафизическая составляющая, заложенная в «Братьях Карамазовых», раскрывается постепенно и, уверена, при новом прочтении я обнаружу ещё больше дверей, на этот раз оставшихся незамеченными мной во мраке чувств, которые предстоит испытать, и мыслей, которые предстоит обдумать.
Хотя книга довольно объёмная и не насыщенная событиями, переворачивая последнюю страницу, восклицаешь лишь одно: «мне мало!». Чувствуется недосказанность, словно по итогу получилось снять только глазурь, а сам торт попробовать не удалось. Однако уже это введение, предисловие к предстоявшему роману, заставляет сердце мучительно сжаться при мысли о том, произведение каких психологических масштабов так и осталось незавершённым.
– Карамазов! – крикнул Коля, – неужели и взаправду религия говорит, что мы все встанем из мёртвых, и оживём, и увидим опять друг друга ... ?
– Непременно восстанем, непременно увидим и весело, радостно расскажем друг другу всё, что было, – полусмеясь, полу в восторге ответил Алёша.
И лишь это утверждение, завещанное Фёдором Михайловичем, вселяет надежду на возможность когда-нибудь, через много-много лет, узнать продолжение любимого романа. Однако вместе с тянущим чувством утраты в голове неожиданно возникает вопрос: «я ли читала Достоевского, или Достоевский читал меня?»..13447