Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Лени Рифеншталь

Одри Салкелд

  • Аватар пользователя
    Аноним10 марта 2015 г.

    Кино -- величайшее из искусств. Сейчас нас сложно чем-либо удивить, но представьте себе кино молодое, свободное от клише и избитых сюжетов. Эпоха, когда каждый из причастных к кинопроизводству был первооткрывателем. Александр Довженко, Сергей Эйзенштейн, Фриц Ланг, Альфред Хичкок, Орсон Уэллс... Заслуженное место в этом списке занимает Лени Рифеншталь.
    За свою длиннейшую творческую жизнь Лени выпустила (как режиссер) всего 8 фильмов, но многие из них изменили представление о кинематографе и о документальном кино, в частности.
    В мир кино Рифеншталь пришла в качестве актрисы -- самоуверенной, яркой, но не имеющей опыта и какого-либо четкого представления о процессе съемок. Сниматься в кино тех времен было делом не простым, особенно в так называемых "горных фильмах". Лени освоила лыжи и альпинизм, забиралась босиком на скалы, ее накрывала лавина, она плавала в ледяной воде. В ходе съемок фильма: "S.O.S. Айсберг!" она серьезно подорвала здоровье и полученные заболевания будут беспокоить ее всю жизнь. Рифеншталь была из тех людей, которые всецело отдаются работе, кино -- это была ее страсть, она горела ею и зажигала всех вокруг. Но Лени нужна была свобода. Как истинный художник, ей хотелось заниматься искусством самостоятельно. Благодаря Арнольду Фанку ей удалось разобраться в процессе кинопроизводства и вот она уже ставит сама свой первый фильм, на собственные деньги. При этом является режиссером, исполнителем главной роли, сама пишет сценарий и занимается монтажем картины.
    Помню, читая книгу о Терри Гиллиаме , я поражалась тому, как ему удавалось творить в условиях бесконечной борьбы со студиями и продюсерами Голливуда. Ну что же, могу сказать, что борьба Лени была в разы серьезнее: сначала с Геббельсом и окружением Гитлера, потом -- со всем миром.
    Так уж выходит, что очень часто на пути гения встает стена из непонимания и завистничества недалекого обывателя и менее удачливых коллег. В случае же с Рифеншталь, думаю, не малую роль играло то, что она являлась женщиной. Все эти "умные" и "сильные" не могли вынести того, что ими руководит женщина, что их обошла женщина. Она не хотела жить по формуле трех "К" -- "киндер, кюхе, кирхе" (дети, кухня, церковь), она не хотела поддаваться вмешательствам в свою работу, она умела стоять на своем. Это, очевидно, жутко раздражало.
    Ведь только задуматься, сколько у нее осталось нереализованных проектов... Сколько она еще могла подарить миру настоящей эстетики, красоты и поэзии. Радует только то, что в конце своей долгой жизни Лени Рифеншталь, наконец, обрела радость свободного творчества.
    Одри Салкелд ставит перед собой задачу рассказать нам историю жизни Лени Рифеншталь, попутно разобраться в том том, виновата ли они в связях с нацистами, в служении делу фашизма (обвинения, преследовавшие Лени всю оставшуюся жизнь). Автор биографии проделала огромный труд: она прочитала массу материалов, посвященных не только самой Лени и другим людям, имевших влияние на ее жизнь. Мемуары, биографии, статьи, искусствоведческие работы, документальные фильмы... Благодаря этому перед нами создается максимально приближенный к реальности портрет Лени Рифеншталь. Как и к любому другому другому человеку, к ней относились по-разному. Кто-то воспринимал ее как истеричку и помешанную, кто-то, как человека, полного энергии и решимости.
    Отдельное слово надо сказать о переводе этой книги. Переводчик, очевидно, решил привнести свой вклад в эту книгу и "украсить" ее разнообразными способами. Порой он опускается до просторечного стиля, используя слова, типа: "папаша", "мамаша" (и это по отношению к 80-летней матери Рифеншталь!), "каюк", "нервишки Геббельса".. Фраза "ни за какие коврижки" попадается в тексте раза три, но в таком контексте, что не знаешь, плакать или смеяться. "Закадычные дружки Фюрера", "незадачливый ухожер" (по отношению к Геббельсу). Потом же переводчик прибегает к высокопарному стилю: герои "вещают" и "лицезреют" совершенно не к месту, супруги не кто иные, как "благоверные" и все в таком духе.. Честно признаюсь, сначала грешила на автора, но, после вот такого примечания от переводчика: "В то время еще не существовало общепринятого названия для детища братьев Люмьер -- его величали и кинематографом, и "биоскопом", и "иллюзионом", и др." все встало на свои места и все вопросы к автору отпали))
    Что же мне дала данная книга? Помимо познаний в биографии значимого режиссера, я как-то лучше стала понимать феномен Гитлера, его бешеную популярность. В книге мы можем взглянуть на него глазами человека, хорошо с ним знакомого, но далекого от политики. Ну, и, естественно, такие книги надо читать, потому что они вдохновляют, учат не сдаваться, творить, заниматься любимым делом. Лени Рифеншталь была невероятно сильной женщиной, являя собой лишний пример несостоятельности отношения к женщинам, как к "слабому полу".

    27
    184