Рецензия на книгу
Epidemin
Åsa Ericsdotter
Аноним1 декабря 2024 г.Против жира!
Мы живём в век нещадного количества антиутопий. Шаткое существование человечества в текущем отрезке времени, невероятное количество фобий и триггеров беспокойств приводит к превышающему все разумные пределы количеству экспериментов с формой, идеями и принципами существования государств будущего. Увы, большая часть актуальных экзерсисов не дотягивают до признанных канонов жанра, а проработка мотивов власть предержащих в них слишком поверхностна. Пример «Бойни» в этом отношении очень показателен: хорошую, интересную идею проработали очень неглубоко, хотя какие-то интересные моменты в авторской задумке всё-таки сработали.
В качестве основного принципа сегрегации общества выбран довольно скользкий параметр телосложения. Это интересная задумка писательницы, так как огромное количество людей так или иначе вопрос (лишнего) веса заботит, и изначально, в формате предвыборных лозунгов, мне не показалось фантастикой, что партия с такой программой смогла получить большинство голосов в парламенте. Ведь было бы действительно здорово сделать мир легче. Вот только всё ли хорошо за популистскими лозунгами или «оболочка сияет глянцем, а за ней пустота»? Или не пустота, а мрак?
Мне кажется, что этот роман в первую очередь пытается показать, что может случиться если идти на поводу у популистских неолиберальных лозунгов. Несмотря на то, что действие происходит в Швеции и с точки зрения шведской ментальности приход к власти такой партии вполне возможен, писательница завуалированно показывала болевые точки американского общества, которое знает намного лучше шведского, так как давно живёт в США.
Именно поэтому центральный пассаж про принципы работы неолиберальных медиа в США выглядит очень правдиво, если вы хотя бы изредка смотрите CNN или FoxNews в режиме анализатора входящей информации:
И главное, что он понял и чему научился в США, - миллионы маленьких холмиков навсегда останутся миллионами маленьких холмиков. Они не могут стать горой. Краеугольный камень демократии, набившая оскомину максима “каждый голос должен быть услышан”, – блеф. Пересохший детский куличик – рассыпается, едва его вынешь из формочки. Потому что есть голоса, которые звучат в миллионы раз четче и вразумительнее, чем неразборчивое бормотание толпы. Их-то и слышно. А люди ни о чем так не мечтают, как чтобы кто-то ими руководил. И готовы пожертвовать гораздо большим, чем представляется робким политикам, надо только правильно попросить.Увы, кроме редких, но метких всплесков красноречия книга написана лениво. Чем дальше в лес, тем больше становилось очевидно, что у Осы была прекрасная задумка, над которой она не захотела или не смогла тщательно поработать. Сначала вроде виден запал и какие-то адекватные связки, но по мере продвижения они заменялись довольно топорными решениями, в которые в принципе можно поверить (особенно если вы понимаете, как работала тоталитарная система контроля в СССР), но они не очень вяжутся с неолиберальными принципами, на маргинальном отклонении которых построена фабула преступления главного антагониста. То есть всё вместе вроде работает, но отовсюду торчат неэстетичные стяжки, которыми собрали сюжет так, чтобы он не разваливался. И из-за этих стяжек персонажи окартониваются: если вначале им хоть как-то сочувствуешь, то по мере развития сюжета они всё больше превращаются в обычные функции.
Такая ленивая проработка видна везде. Вот, например, стартовый пассаж про главного героя. Он чертовски хорош:
Он из тех парней, что просят извинения сразу после, а то и за пару секунд до эякуляции.Может показаться, что фраза не к месту, но для меня она отлично обрисовывает характер главного героя одним предложением и дальше герой этому характеру будет соответствовать пока не придёт время меняться. Было бы приятно, если бы и дальше героев и их развитие обрисовывали так же, но чем дальше книга везла свой сюжет, тем неохотнее писательница прибегала к методу художественного показа, оставляя читателям довольно банальные характеристики, никак не очерчивающие создаваемые образы и показывающие изменения героев довольно плоско и примитивно.
В книге многое важно и правильно, особенно если не пытаться скептически смотреть на сюжетные повороты в разрезе «ну нет, так в жизни не бывает», потому что, зная на своей шкуре насколько пофигистически делают свою работу среднестатистические европейцы и американцы я точно знаю, что бывает. При должной проработке и тщательности ковыряния с текстом «Бойня» могла бы стать хитом, если не вставшим с «1984» и «О, Дивный новый мир» на одну ступеньку, то как минимум поднявшимся близко к ним. Но увы, в итоге получилась скорее интересная и оригинальная попытка, требующая обработки более сильным автором.
Ну и под занавес моя любимая цитата, с которой я согласен на 100%, и которая почти не связана с канвой романа:
… возможность заказать еду на дом – благословение божие.И это действительно так!
12295