Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений в десяти томах. Том 9. Человек, который смеётся

Виктор Гюго

  • Аватар пользователя
    Аноним10 марта 2015 г.

    Так понравился роман и так не понравился герой.

    Очень давно хотела почитать Гюго, знакомство решили начать с романа "Человек, который смеётся". Не ожидала, но произведение затянуло меня сильнее, чем водоворот "Матутину". Я была безумно заинтересована описанием процедур, используемых для изувечивания детей забавы ради, не могла оторваться от сцен гибели урки, была всецело поглощена борьбой ребёнка с ночной бурей - всё это произвело на меня такое огромное впечатление, что первая книга была прочитана буквально в считанные мгновения.
    А то, что было дальше, уже начало вызывать неоднозначные чувства. С одной стороны язык автора был очень понятен и интересен, так что желания прерваться или отдохнуть от книги у меня не было, с другой - целые главы (пускай даже совсем небольшие), наполненные переливанием из пустого в порожнюю и пересказом одного и того же одними и теми же словами, расположенными в другом порядке.
    "Он был отвратителен, она - прекрасна. Он был уродлив, она - слепа. Он - порождение тьмы, она во тьме живёт. Он любил её, она любила его. Ему повезло, потому что, будь она зряча, она бы не смогла его полюбить, а ей повезло, потому что, будь он красив, он бы не смог полюбить её. Он любил её потому, что был уродлив, а она любила его потому, что была слепа. Они должны быть благодарны судьбе за то, что его лицо обезображено, а её глаза незрячи. Сын тьмы и дочь мрака, они любили друг друга и не смогли бы полюбить никого другого, а никто другой не смог бы полюбить их, потому что он уродлив, а она - слепа."
    И так на несколько страниц. Под конец книги это разглагольствование утомило настолько, что некоторые главы я не читала, а бегло просматривала, ухватывая только основную суть.
    Однако я не сочла это серьёзным недостатком романа - если не считать подобных глав, действие увлекало, интриговало, завораживало. Я знала, кем на самом деле является Гуинплен, но Гюго раскрывает тайну происхождения героя так, что дыхание перехватывает. Я вчитывалась в каждую строчку, в каждое слово, перечитывала по несколько раз абзацы, стараясь ничего не упустить. То, как лихо автор закручивает сюжет, по-новому преподнося уже известные нам факты, - зачаровывает, заставляет, не отрываясь, впиваться глазами в страницы. Эмоции, эмоции! Удивление, восторг, сердце замирает, начинает биться чаще! И тут... вся симпатия, возникшая к Гуинплену ещё в начале книги, начинает стремительно рассеиваться. Я не могу осуждать его за то, что он дважды(!) потерял голову от вожделения к герцогине, оба раза не поддавшись искушению только чудом, но как он возгордился, узнав о своей принадлежности к благородным кровям! Да, конечно, как могло быть иначе? Он заслужил быть лордом! Он достоин звания пэра! Это было очевидно с самого начала! Глупцы, как они могли не понимать этого раньше?! Как могли думать, что ОН - никто иной, как сам ОН! - жалкий фигляр, нищий шут! С самого первого дня его жизни было совершенно очевидно, что он создан для богатств и роскошеств, а не убогой нищенской жизни странствующего артиста!
    И на фоне внезапного торжества справедливости Гуинплен совершенно забывает о своей нежной, прекрасной, невинной Дее. Кому нужна слепая девчонка, когда у нашего героя есть богатство и власть? Да, он попытался воспользоваться ими во благо простого народа, но что было бы дальше, не будь он осмеян равными себе?
    К счастью или несчастью героя, сильные мира сего отказываются принять в свои ряды урода и фигляра, а новообретённый брат вызывает его на дуэль, и Гуинплен, униженный, разочарованный и испуганный, внезапно вспоминает, что где-то там его ждёт преданная возлюбленная. Лучшее решение, которое приходит ему в голову - сбежать от дуэли и вернуться к своей семье, а, не найдя их на месте, утопиться. Казалось бы - трагическое, но вполне логичное завершение романа, однако у нас остаётся ещё несколько страниц, чтобы удивиться:
    когда Гуинплен уже готов броситься в тёмную воду, его находит Гомо и отводит на шхуну с Урсусом и Деей, отчаливающую буквально через считанные минуты. Не веря своему счастью, бывший лорд, ныне - снова бродячий шут, бросается к девушке, своему светлому лучику в царстве тьмы, и застаёт её смерть. С мыслями "как мне жить, есть нет её?", Гуинплен шагает за борт судна и заканчивает начатое ранее.
    В итоге мы имеем очень эгоистичного героя: несмотря на то, что Урсус, заменивший Гуинплену отца, навряд ли долго проживёт после такой трагичной потери обоих своих детей (а Гомо без хозяина и подавно долго не протянет), Гуинплен всё же топит своё бренное тело в холодном море. И возмущает меня даже не то, что он вообще так поступил, а то, что, простите, как с герцогинями совокупляться, так это он с удовольствием, а как Дея, не вынеся с ним разлуки, помирает, так вдруг оказывается, что и он без неё жить не может.
    И самым "нормальным" персонажем романа - единственным персонажем, которого действительно жалко, оказывается Урсус. Ворчливый, но любящий и заботливый старик с ручным волком, отдавший всё, что имел, двум замерзшим и еле живым детям, однажды постучавшимся в его кибитку и жестоко бросившим его одного спустя много лет.
    В прочем, как сказал сам Урсус:


    Эгоизм - самая надежная основа счастья.
    15
    60