Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

В ожидании варваров

Дж. М. Кутзее

  • Аватар пользователя
    Аноним1 декабря 2024 г.

    Футфетишизм как символ свободы (нет)

    Кутзее живой классик. Два полноценных Букера. Нобелевка по литературе. Куча премий, широкое признание в мире. Родился и учился в ЮАР, затем работал в Англии и США. Однако в штатах в какой-то момент ему отказали в визе из-за участия в антивоенных протестах, он вернулся в ЮАР. Там он писал и преподавал. В 2002 году перебрался в Австралию, там и живет до сих пор. На его счету полтора десятка романов и повестей, множество эссе, литературных исследований. Сам Кутзее считает себя восточным и южноафриканским писателем.

    Его роман «В ожидании варваров» был впервые опубликован в 1980 году. Роман был принят хорошо и публикой, и критикой, получил несколько престижных премий. В 2005 году по роману сделана опера (неожиданно). В 2019 году вышла экранизация с Деппом, Райнелсом и Патиссоном (не смотрел).

    Сюжет. В небольшом городке на границе Империи жизнь течет вяло и тихо. Местный чиновник, что-то вроде городского головы (в книге его называют судья, он и правда судит, но его полномочия явно шире) пытается спокойно дожить до пенсии. И, несмотря на то, что, по слухам, вокруг городка начали пошаливать варварские племена, жизнь его спокойна и размерена. Вкусная еда, бесплатные утехи, комфортная жизнь – что еще надо? Однако в город приезжает посланец из имперской столицы, что-то вроде полковника спецслужб, для проведения необходимых спецмероприятий по поиску внешних врагов. Арестовав несколько случайно попавшихся ему в руки представителей окрестных племен и применив к ним спецсредства на спецдопросах, он выясняет, что не все так просто и варвары планируют козни против одного из ключевых пограничных форпостов великой и могучей Империи. После спецмероприятия остается пара трупов и искалеченная девушка, которую наш судья делает то ли своей наложницей, то ли бесплатной прислугой.

    Уф. Длинновато получилось. Извините.

    В общем. Этот роман называют философской притчей. Правильно делают. Я не знаю признаков философских притч, но могу с уверенность сказать, что это не роман точно. Для романа тут все не так – периодически нелепый сюжет, какие-то постоянные закидоны в сторону от здравого смысла и логики. Критики находят тут приметы так называемого магического реализма. Возможно, и так. Но никакого Маркеса или Парамо я тут тоже не обнаружил. Философское размышление? Аллегория? Да бог с ним, я не знаю. Я так и не понял, что это было, но мне это совершенно не понравилось. Первая книга за этот год, которую я готов был бросить и на 10 странице, и на 100, и за пять страниц до конца.

    Тут все хорошо со смыслами. С теми, которые я считал. Такой например – ну и кто тут, собственно варвар? Там очевидно, что те, кого так боится Империя, колонизировавшая эти земли, вообще ничего плохого не делают. Живут где-то в пустынях, гоняют свои стада, торгуют с горожанами. Все страхи порождаются из центра и умножаются на дремучесть местных жителей. О целях Империи, зачем им, собственно, это противостояние, книга умалчивает. Что ж, давайте подумаем ... Книга о том, как легко управлять и манипулировать толпой с помощью страха. Как легко человек опускается на дно и возносится на небеса. Об угнетении и свободах.

    Но это все смыслы. А что же с романом? А вот ничего. Тяжеловатый, наверное, фирменный слог для атмосферы. Нелепый центральный герой, максимально противоречивый. И даже его пламенные речи в защиту свобод смешны. Не говоря уже о всей его дурацкой жизни. А его нездоровый футфетишизм я вообще не понял – зачем это, что это дает роману (ну или притче)? И отдельно – любой женский персонаж в книге появляется исключительно в контексте, что его либо сейчас трахнут, либо начнут вожделеть (иногда в странных формах). Ну а если женскому персонажу повезет, то он всего лишь пойдет мыть полы или готовить еду господам. Идиотская поездка в горы. Идиотские побеги из заключения. В общем, все странное. Мне не понравилось ни как чистая литература (то, за что я обожаю Маркеса), ни как сюжетное произведение. По мне так почти ничего из происходящего для смыслов не нужно. Так уж увидел – сюжет отдельно, смыслы отдельно. Да еще и написано туго.

    Когда-нибудь я еще попробую Кутзее. Но сейчас я сыт по горло, хотя роман совсем небольшой.

    6
    329