Рецензия на книгу
Преступление и наказание
Фёдор Достоевский
Аноним1 декабря 2024 г.шедевр русской классики
Нет смысла пересказывать содержание произведения, предлагаемого вниманию читателей. Вряд ли стоит так же останавливаться на проблематике знаменитого романа, которому посвящены спец. главы в монографиях Георгия Чулкова, Виктора Шкиловского, Л. Гроссмана, В. Ермилова, Г.М. Фридлендера, и других видных советских литературоведов. Трудно найти в истории мировой литературы произведение, в котором описанные события и действующие персонажи были бы связаны с главным героем в такой степени, как в “Преступлении и наказании”. Здесь все события и люди так или иначе неразрывными узами связаны с Родионом Раскольниковым, он – подлинный эпицентр романа.
Видимо, этим объясняется тот факт, что многие исследователи “Преступления и наказания”, занимаясь анализом личности и поступков Раскольникова, мало обращают внимания на некоторые другие персонажи, выписанные писателем также с огромной художественной силой и убедительностью.
Образ Раскольникова не сразу был правильно понят современниками Достоевского. Свою роль сыграли здесь попытки реакционной критики истолковать сложный и противоречивый образ главного героя романа Достоевского в желательном ей аспекте. Критики типа Суворина, примитивно рассуждая о личности, идеях и действиях Раскольникова, объявляли его просто ненормальным, больным человеком. Суворин так и писал:” Раскольников – больной человек, нервная повихнувшаяся натура, помешанный на мысли, что убить злую старуху не преступление”.
Этот, на первый взгляд, упрощенный подход к образу Раскольникова, на самом деле, имел далеко идущие цели: отвлечь внимание читателей от тех невыносимых условий бытия, соц. несправедливостей, в силу которых было совершенно преступление Родиона Раскольникова.
Я считаю, что нужно разоблачить эту насквозь лживую и вредную концепцию.
Своими насущными делами Раскольников не занимается, у него нет и не может быть никаких насущных дел, чтобы давать уроки или поддерживать с кем бы то ни было деловые отношения, надо иметь сколько-нибудь приличный костюм и быть уверенным в том, что не упадешь в обморок от пустоты в желудке и от истощения сил. Теория Раскольникова не имеет ничего общего с теми идеями, из которых складывается миросозерцание современно развитых людей. Эта теория выработана им в зловещей тишине глубокого и томительного уединения, на этой теории лежит печать его личного характера и того исключительного положения, которым была порождена его апатия.
На основании дневника и записок Достоевского можно так же сказать, что “Преступление и наказание” это: драма мысли, возникшая в душной петербургской каморке, тесной, как гроб, разрешается на берегах полноводного Иртыша, в безбрежных степях России. Великой родине и послужит новый Раскольников, очищенный страданием и принявший в свою душу “царство рассудка и света, и воли, и силы”. Таким раскрытием путей к новой жизни завершается эта великая книга о падении и возрождении человека. Мое мнение что такая трактовка вопроса о “падении и возрождении человека”, в данном случае Раскольникова, не выдерживает критики. Думаю, помимо этого роман можно назвать “книгой безвыходной скорби” - ведь можно совершенно верно отметить что глубокая правда о невыносимости жизни в насильническом обществе, где царствуют господа Лужины с их злобой, тупостью, эгоизмом. В сердце нашем остается не идеализация страдания, не безвыходность, а не примиримая ненависть ко всему миру угнетения человека.5190