Рецензия на книгу
Трилогия Бартимеуса. Книга 1. Амулет Самарканда
Джонатан Страуд
Znatok30 ноября 2024 г.Хоттабыч на максималках, или Демонология для начинающих
Я вам говорил, как люблю Локвуда и компанию? Почитайте рецензии, там всё есть.
Не ожидал, что начало цикла о Натаниэле и Бартимеусе так придётся по душе!
Наверное, соскучился по Гарри Поттеру, которого читал 20 лет назад. А в этом цикле Страуда поймал вайб Гарри. Тут нет Хогвартса или иных магических школ, но есть министерство магии, зажравшиеся волшебники и множество интриг. Эти циклы даже на одной полке в моём книжном шкафу, оказались там, ещё до прочтения этой книги.
Почему я был так уверен, что этот волшебник, о котором идет речь, – наставник мальчишки? Ну, до тех пор, пока древние традиции не рухнут и подмастерьев не начнут обучать всех вместе, в школах (что маловероятно), другого варианта просто и не представишь.Что это, как не оммаж в сторону творения Джоан Роулинг?
Также тут фигурируют серебро и железо, как средство защиты от демонов и магии. Теперь понятно, откуда эти металлы взялись в Локвуде.
Главные герои ходят по краю, по тонкому льду, если хотите (ведь зима близко). Их жизням постоянно угрожает опасность, прямо как в увлекательном триллере, но без кровавых подробностей. Хотя жертвы встречаются.
Как и в истории Роулинг, здесь всё начинается с того, что "сиротку" Натаниэля поселяют в дом к волшебнику третьей руки Артуру Андервуду. Он напомнил Вернона Дурсли, а вот его жена Марта оказалась намного лучше Петунии, она проявила искреннюю любовь к ученику мужа.
Гарри жил под лестницей, а Натаниэль на чердаке (как Люси Карлайл). Натаниэля тоже, если напортачит, сажали в чулан.
Тут много параллелей, как с "Гарри Поттером", так и с "Локвудом и компанией". Например, во время применения заклинаний, красочно описывается лёд, есть защитный круг и пентаграмма, повествование ведётся от лица Натаниэля (в "Локвуде" рассказчица Люси), есть тут и манифестации, и очки, позволяющие видеть демонов, прямо как в четвёртой книге о Локвуде и компании.
Вот такая смесь Гарри и Локвуда.
Никакого шиппинга, просто ̶л̶о̶в̶к̶о̶с̶т̶ь̶ ̶р̶у̶к̶ стиль повествования:)
Джинн Бартимеус здесь именуется демоном, а в "Аладдине" джинн на демона совсем не похож, кому верить?)
Бартимеус, тот ещё прохвост, такой и коня на скаку съест и дважды в одну и ту же реку войдёт, только успевай уворачиваться! Конечно, доверять такому существу нельзя, но у Натаниэля нет выбора, тем более, именно он оказался инициатором той заварушки, которая происходит в книге, а джинн просто подвернулся под магическую руку.
Магия в этом мире очень требовательна к деталям, и неправильно произнесённая буква или криво начерченная линия могут оказаться серьёзной угрозой для мага, творящего заклинание.
А вот такая фраза бросилась мне в глаза в первой части книги:
Взаимоотношения учителя и ученика стали весьма плодотворными, хоть и нельзя было назвать теплыми.Что-то тут не так, не находите? Как будто маг-недоучка напортачил с заклинанием)
Заметил, что маги и волшебники, большая часть из которых работает в министерстве магии или стремится туда - это аллюзия на аристократов и палату лордов, если мы говорим о туманном Альбионе. Или депутатов и олигархов, если перенести в другую плоскость.
Они тут показаны нелицеприятно, и магия у них совсем не такая добрая, как у волшебников из сказок нашей юности.
Волшебники стараются подсидеть друг друга, улыбаются сквозь звериный оскал, а за спиной у них, неизменно, маячит демон, готовый в любую минуту уничтожить любого, на кого укажет хозяин.
И конечно же, тут есть сопротивление, членов которого не устраивает текущее положение вещей, почему одним всё, а другим ничего, говорят они, попивая имбирный эль в тёмном переулке.
Вот в таком мире и живёт малыш Натаниэль, также известный, как Джон Мэндрейк, чьё истинное имя узнал призванный им джинн и теперь они неразрывно связаны.
Страуд в своей клиффхэнгеровской манере: заканчивает главы на самом интересном месте и как бы не хотелось спать, приходится читать дальше, чтобы узнать, кого поразило заклинание или, кто появился из недр иномирья.
Повествование здесь ведётся от лица вышеуказанной парочки. То о событиях рассказывает Натаниэль, потом ему на смену приходит Бартимеус. Причём, первый говорит восторженно, местами, с упрёком к окружающему миру, а второй, упивается своим величием и бесится, что вынужден иметь дело с сопливым мальчуганом, на которого смотрит сверху вниз, впрочем, как и на любое другое существо, попавшееся ему на пути.
А существ в книге много, особенно демонов, даже слово "Демонстрировали" переносится, как демон -
стрировали, можете сами проверить на 264й страничке)
Продуманность и логика происходящего в книге на высоте, соблюдены причинно-следственные связи, а
когнитивный диссонанс вызвало только имя волшебника Глэдстоуна, оно у меня ассоциируется с удачливым селезнем из Утиных историй, но никак не с могущественным представителем министерства магии.
Помимо Локвуда и Поттера, можно найти схожесть и с Приключениями Оливера Твиста. Вот такой многоплановый роман, как в прямом, так и в переносном смысле, ведь герои творят магию на нескольких планах и джинны видят оболочки волшебников и их слуг, также на нескольких планах, например таких:
Ни на третьем, ни на четвертом планах ничего не было. А вот на пятом я углядел троих сторожей-охранников, рыщущих в воздухе, над самой кромкой стены. Они были сплошь тускло-жёлтые. Передвигались эти ребята на трёх мускулистых ногах, причем каждая нога описывала полный круг, так что движение их конечностей напоминало вращающийся в вертикальной плоскости трёх лопастной винт, насаженный на хрящ-ступицу. Над ступицей клубилась какая-то расплывчатая масса, а в ней красовались два рта и несколько внимательных глаз. Охранники беспорядочно носились по периметру сада. Издали я выглядел дроздом на всех семи планах. Но если подберусь поближе, не исключено, что они раскусят мою маскировку.А если я скажу, что имя совы Гарри и джинна Натаниэля начинаются на одну букву (Букля, Бартимеус), имена авторов тоже начинаются и даже заканчиваются одинаково (ДЖОаН, ДЖОнатаН) и это неспроста, вы со мной согласитесь или скажете, что я зазря пложу сущности?)
Кстати, Натаниэль не ладит с волшебниками мужского пола, зато с женщинами легко находит общий язык, может это задатки Альфа-самца, которые проявятся в следующих книгах или при виде мальчика в них просыпается материнский инстинкт, как считаете?
Возможно, вы заметили ещё какие-нибудь пасхалки, которые ускользнули от моего внимания, пишите свои наблюдения в комментариях.
Моё мнение о романе менялось по мере прочтения. В первой части я пророчил ему 4 балла, к середине оценка поднялась до 4,5, а ближе к концу накал настолько возрос, что на постаменте утвердилась высшая оценка.
Тем более, давненько я не зачитывался до 6 утра, максимум до 4, а с этой книгой встретил рассвет, что является весомым аргументом, чтобы поставить ей 5 баллов!
Если в прошлой рецензии и были сомнения насчёт писательских талантов раннего Страуда, то теперь они рассеялись. Он и 20 лет назад был PERFECTO!!!!!
И истории про Бартимеуса, я теперь люблю не меньше историй о Локвуде!791,3K