Рецензия на книгу
The Dead in Their Vaulted Arches
Alan Bradley
Alisssochka9 марта 2015 г.
Шестая книга серии про Флавию де Люс довольно значительно отличается от предыдущих. Чем разрывает привычные шаблоны этого не по-детски ироничного повествования о расследовании главной героини на фоне пасторально-сельской Англии 50-х гг (уж простите мой пафос). Автор опять экспериментирует, чем с лихвой удовлетворит охочих до новинок читателей серии. Кто же будет читать про одно и то же в одном и том же ритме? Конечно, для пущего удовлетворения ритм надо повышать. Увы, общество сейчас настроено только так.Во-первых, труп, найденный в начале книги, не является единственным трупом, расследование убийства этого человека не стоит во главе угла. Потому что есть более главный труп в книге. Это труп самой матери Флавии. Соответственно сферой расследования будет не сфера театра, не сфера кино или музыки, как в предыдущих книгах. На этот раз автор избрал более серьезную, опасную и общественно более значимую сферу жизни общества. Сферу политики. Растет Флавия - растет и серьезность её расследований. И их тематика.
Во-вторых, наличие главным трупом (простите за такое упрощение) своей матери автоматически концентрирует интересы расследования и интересы семьи. Почти все пять книг мы наблюдали, как автор в перерывах между изысканиями Флавии как бы между прочим рассказывал о её семье, о постепенно накаляющемся финансовом положении семьи, о постепенно углубляющейся меланхолии отца Флавии, о постепенно перерождающихся отношениях между самими сестрами. Автор очень успешно накалял обстановку, вполне естественно, что в завершающей серию книге (а я надеюсь, так оно и есть), все эти аспекты достигнут пика и будут ловко и неожиданно завершены. Тетушка Фелисите, правда, на мой взгляд, выглядит искусственно повышенной до того статуса, в котором она здесь предстает, но общей картины не портит, да и всё это можно всегда списать на детский взгляд и бурное воображение рассказчицы Флавии :)
В-третьих, довольно сумбурная и прыгающая сама нить расследования. То Флавия упорно ищет ингредиенты для "оживляющего" раствора. То вдруг без особых объяснений совершенно забрасывает эту нить, а почему - объясняет вскользь и потом. То вдруг очень важным становится именно полет над Букшоу. И почему-то постоянно на краю восприятия держится и эта пленка с "сэндвичами с фазаном". Возможно, автор хочет показать, что на этот раз Флавия действует более интуитивно, чем логически? Хотя больше кажется, что книга написана в спешке и детали не сильно связаны между собой. Или детали связаны между собой, но вот у автора такой эксперимент по воспитанию своего читателя на догадливость, и поэтому Флавия теперь меньше объясняет, почему она так подумала. А может, это у намек, что у Флавии начался переходный период, включились гормоны и маленькая девочка перерастает в девушку?! :)Наконец-то!
В любом случае, эффект получился смазанный.В-четвертых, ну очень нереальной получилась развязка с Леной. Такого еще не бывало! Рядом с этой развязкой по драматичности можно поставить только развязку первой книги, когда Флавия оказывается в опасной для жизни ситуации, ей угрожает сам преступник. В остальных книгах всё заканчивалось довольно тихо. Или мирно. Поэтому после привычки к тихому деревенскому аресту такой конец более, чем необычен.
В целом, довольно эпичный, но в то же время реалистичный исход для судьбы девочки из серии полюбившихся детективов: и школа, и наследство. И счастливый, что ожидаемо от легкого ироничного почти детского повествования.
Флавия, пока! Хотелось бы встретиться после школы!*
754