Рецензия на книгу
Русская амазонка. Записки
Надежда Дурова
Аноним6 марта 2015 г.Никогда не читайте за обедом советских газет Википедии во время прочтения книги!
История кавалерист-девицы в общих чертах мне знакома. В соседней с городом моих родителей Елабуге, где жила Надежда Дурова последние годы, есть ее музей, куда нас, школьников, возили на экскурсии. Но по малости лет мне мало что запомнилось из особенностей ее образа кроме того , что она герой, молодец и на коне верхом. И вот, увидев очередной список книг к прочтению в Долгой прогулке, я решила, что это знак - узнать о женщине удивительной судьбы, своей землячке, побольше.
Помимо праздного любопытства меня влек практический интерес - как же Надежда Андреевна дошла до жизни такой? Какой она была в детстве, как происходило превращение девицы - в кавалериста? Почему ей стали немилы радости праздной, прелестной жизни провинциальной барышни?
Ее автобиографичные записки в полной мере дают об этом представление. Нежеланное, нелюбимое дитя было отторгнуто родной матерью едва ли не сразу после рождения. Гусар Астахов стал нянькой и попечителем бедной малышки, и всей радости ей было - наблюдать за бравыми однополчанами отца своего и быть живой игрушкой в полку. Безусловно, это и было ключом к разгадке личности Дуровой. Сложные отношения с матерью, желавшей впихнуть своенравного ребенка, уже получившего прививку вольности и свободы, в рамки и нормы жизни "приличной девицы" - вот причины, побудившие Надежду вынашивать свой план бегства из постылого отчего дома.
Надежда Андреевна глубоко, подробно вспоминает свои юношеские ощущения, события. Слог ее прост и образен. Описания чувств - в духе 19 века, с переживаниями, первыми влюбленностями, восторганиями и разочарованиями.
Безусловно, сам по себе поступок ее - бегство из дома родителей - подвиг для тех времен. Вырваться из порочного круга ненавистного рукоделия, хождения по струночке, благочинных пеших прогулок, навязанной судьбы - для всего этого нужно иметь сильный стержень личности. И Надежде Дуровой в этом отказать, безусловно, нельзя.
Храбрость и смелость, любовь к своему Отечеству, честь и достоинство - эти черты проявляла Надежда Дурова, будучи гусаром, а затем и уланом регулярных войск.
Много удивительных подробностей мирного и военного быта открылось в этой книге. Весело жилось гусарам, однако! Пришли полком в селение чужестранное, быстренько расположились "на квартирах" - в домах помещиков, избах крестьян. А хозяевам будьте добры, пожалуйста, кормить, поить да еще временами и увеселять импортных или своих же вояк. А потом по запискам там получите от государства чего-нибудь. А может и не получите.За время службы кавалерист-девица успела побывать на передовой линии фронта, наворотить глупостей (которые, однако, были восприняты и как проявления храбрости тоже), заработать Георгиевский крест прямо из рук царя-батюшки за спасение раненого офицера с поля брани, стать личным подопечным императора и его приближенных (закончились деньги-а не написать ли царю? о, пару тысяч ассигнациями прислали. Живем!). Напроситься в ординарцы к самому Кутузову, умудряться выглядеть на безусых 18 лет долгие годы, участвовать в учениях наравне с мужчинами - носить тяжеленные сапожищи, скакать на коне сутки напролет, голодать, недосыпать, получать контузии и ранения, видеть множество смертей. Удивительно, но самой Надежде не довелось отправить на тот свет ни одного неприятеля, не дезертирствуя и четко выполняя приказы командования при этом.
Антисемитские настроения в книге - отдельная тема. Сначала меня коробили упоминание "жидов", но потом как-то стало яснее, за что их не любили на Руси:
"Пока Сора и Рифка (Сарра и Руфь) хлопотали и суетились подкрашивать кофе, чтоб был темен (без крепости, однако ж, приличной этому цвету), пока искусно подбалтывали муки в молоко, чтоб дать ему вид густых сливок, еврей подсел ко мне разговаривать"А может это наивному Александру Александрову, под именем которого служила Надежда Дурова, не везло. Но оставим эти нетолерантные настроения в сторону и вернемся к нашей кавалерист-девице.
Надо сказать, что самые внимательные женщины распознавали в ней представительницу своего пола довольно быстро - стройная талия, румянец, маленький размер ноги. Но при этом самые чувствительные умудрялись влюбляться в юного прекрасного гусара в парадном мундире. И даже страдать от неразделенной любви, требовать золотых колец на память и вообще.
В общем и целом, "Записки.." - интересное произведение, срез своего времени, необычная судьба необычной женщины. Но что же меня покоробило так, что после середины я уже с трудом дочитывала книгу, снова и снова возвращаясь к пренеприятнейшему открытию, ожидавшему меня в реальной биографии Надежды Дуровой? А вот что. Википедия пишет, что в своих автобиографических записках, которым веришь благодаря искреннему и непредвзятому тону повествования, Надежда Андреевна кое-что скрыла. Умолчав о своем истинном возрасте, она вычеркнула целых 6 лет своей жизни. И годы эти были не раннее детство, и не юношество - в ранних воспоминаниях придраться не к чему. Сознательно убрала она из своих записок годы своей молодости, когда ее насильно-таки выдали замуж в надежде, что она одумается и вернется к нормальным женским обязанностям. Но и это было бы ничего, если бы она не родила спустя год брака сына Василия! Запись об этом сохранилась в архивах Сарапула, где жила она до своей бравой военной жизни. И поступила ровно так же, как ее мать поступила с ней - она попросту бросила своего сына на отца и совершенно о нем не заботилась всю жизнь! Вот этот вот факт совершенным образом омрачил впечатление от книги. Я читала о веселье на балах, гусарских кутежах, походах в страны Европы, - а между строк удивлялась - неужели же сын совсем не интересен ей?
Хотя записки, конечно, писались в расчете на читаталя, а не столько для выражения чувств личному дневнику, но все же, написанные в таком формате, без упоминания о собственном семейном опыте Надежды Андреевны, сильно искажали образ кавалерист-девицы.Еще одно несоответствие, которое так же снижает доверие к автору - истории ее привязанностей. В самих записках она пишет с пылкостию и страстию о любимой собачке Амуре, который появился у нее в конце ратной службы и безвременно погиб от укусов более агрессивных псов
"С того времени мне часто случалось и танцевать всю ночь, и смеяться много, но истинного веселия никогда уже не было в душе моей: оно легло в могилу моего Амура..."Однако же в дополнениях к "Запискам.." Надежда пишет о собачке Манильке, не менее безумно любимой, но прежде, в юношеские годы, и также безвременно исчезнувшей. При этом в конце замечает
"Случаю этому минуло уже много лет, но я все еще не могу ни забыть, ни заменить моей бедной Манильки. С того времени и до сих пор у меня не было никогда ни одной собачки.То есть пес Амур как тот кот Шредингера - то ли был, то ли не был. Эти вот несоответствия подрывают доверие к автору. И я уже более предвзято относилась к произведению, постоянно ведя диалог с автором "А так ли оно было? А не приукрашено ли в угоду читателю? Или императору-батюшке (уж слишком сладкие и восторженные речи льются на светлый образ Александра I)?"
Неоднозначное сложилось у меня отношение к книге, ох, неоднозначное...
П.С. Но, кстати, после прочтения книги я окончательно уверилась, что есть храбрость воинская. И почему она так превозносится и почитается среди воинов. Потому что заглушить инстинкт самосохранения во имя чего-то - это ж пойти против природы собственной, естественного и нормального желания. И что только не делается, чтобы в мужчинах наших, воинах и защитниках, инстинкт этот убить...
962