Рецензия на книгу
Собор Парижской Богоматери
Виктор Гюго
Аноним26 ноября 2024 г.«Я душу дьяволу продам за ночь с тобой…» (из мюзикла «Нотр-Дам де Пари»)
Я всегда отдавала себе отчёт в том, что имею лишь самое общее представление об этом великом романе Гюго. Но только прочитав его, поняла, НАСКОЛЬКО они были общими, если не сказать ошибочными.
Почему-то мне казалось, что это не просто трагичная, но и романтичная история любви. В первую очередь, любви несчастного Квазимодо к прекрасной Эсмеральде. Теперь ж выяснилось, что никакой романтики тут нет: там, где любовь носит болезненный характер, о романтике и речи быть не может.
Это стало для меня приятным сюрпризом.
Эсмеральда.
Вроде бы она действительно искренне влюблена. Вроде бы это чистая, всеобъемлющая любовь — та, что дороже жизни. Но… кого она любит? Человека из плоти и крови или придуманный ею образ? Ответ очевиден — второе. Эсмеральда влюблена не столько даже в прекрасный образ, созданный юным, романтичным воображением, сколько в саму мечту о любви, в желание любить того, кто спасёт её из беды — прекрасного принца на белом коне, разящего мечом дракона. Эсмеральда нашла в реальности слабый отголосок этой мечты и воздвигла вокруг него воздушные замки, которые и полюбила.
Феб.
Тут и говорить не о чем. Сам Гюго не единожды прямо и косвенно говорит о неспособности Феба любить кого бы то ни было. Кроме себя, разумеется. Это просто смазливый, высокомерный, похотливый к..ёл. Не сдержалась, простите. :)
Клод Фролло.
Это человек, чью душу (если она у него, конечно, была) разъела запретная, порочная страсть — такая же чёрная, как пасмурное ночное небо над Парижем. Он жаждет. И эта жажда иссушает его до самого дна, сводит с ума, требует, кричит, корчится в муках, не находя живительного источника. Фролло из тех людей, кто, будучи не в силах откупорить бутылку с вкуснейшим вином, со злости разобьёт её о камни.
Квазимодо.
Как и Эсмеральда, он скорее влюблён в прекрасный образ, нежели в реального человека. Квазимодо влюблён в неземную красоту Эсмеральды, которая кажется ему чем-то божественным, возвышенным — отчасти из-за собственного уродства. Он влюблён в Эсмеральду как в единственного человека, проявившего к нему хоть каплю доброты. Он влюблён в неё отчаянно. Он готов молиться на неё, как религиозные фанатики молятся на иконостас. Он готов убивать и умирать ради неё.
Вот такой вот порочный круг любовный квадрат.
Ах да, был же ещё Гренгуар. Прелюбопытнейший персонаж, явно имеющий некоторые наклонности к зоофилии. :)
Конечно, роковая драма, развернувшаяся вокруг Эсмеральды, — только часть романа. Пока герои воспевают красоту Эсмеральды, сам Гюго воспевает красоту Парижа и Собора Богоматери, чему отводит не один десяток страниц. Честно признаюсь, для меня это были единственные моменты в книге, от которых я, мягко говоря, не получила читательского удовольствия. Стыдно признать, но мне было мучительно скучно. Возможно, дело в том, что я всегда была равнодушна к Франции в целом и к Парижу в частности. Предложи мне кто-то посетить любую страну на выбор, я бы долго мучилась в раздумьях, но Францию даже не рассматривала бы.
При этом мне очень понравились главы о Людовике XI, не имевшие прямого отношения к основному сюжету — настолько саркастично и сатирично они написаны. Собственно, ироничный стиль повествования стал для меня самым главным плюсом романа. Плюсом неожиданным, потому что я ошибочно полагала: Гюго — это что-то на серьёзном, строгом и тяжеловесном.
Для меня «Собор Парижской Богоматери» — это роман о разных формах болезненной любви, сплетённых между собой злым роком. И в таком контексте он прекрасен!
P. S. Моё долгожданное знакомство с Гюго оказалось настолько удачным, что теперь я всерьёз поглядываю на его «Отверженных».
32858