Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Песня о Cоколе

Максим Горький

  • Аватар пользователя
    ELiashkovich6 марта 2015 г.

    Собственно, это даже не рецензия. Так, пара мыслей по поводу.

    Вообще-то я учитель истории. Но из-за традиционной мартовской эпидемии болезней, в том числе и среди преподавательского состава, довелось мне на днях заменять у семиклассников урок русской литературы. Темой было произведение Максима Горького "Песня о соколе".

    Опустим печальные подробности насчет того, что никто из детей не озаботился прочитать "Песню..." дома - они заранее знали, что будет замена, и были уверены, что никто ничего с ними обсуждать не будет. В конце концов, это не такая уж и большая проблема. Рассказ Горький написал маленький, компактный, так что ничего не мешало сначала прочитать его в классе, ну а потом уж и обсуждать.

    Несмотря на столь гладкую схему, урок меня очень многим удивил. И много о чем заставил задуматься.

    Начнем с того, что в седьмом классе дети до сих пор испытывают серьезные проблемы с чтением вслух. Да и с чтением про себя, скорее всего, тоже. Реально красиво и выразительно прочитать свой отрывок сумела только одна девочка, тогда как всего в классе было 23 человека. Большинство же допускало нелепые ошибки, читало без выражения и без понимания, читало непростительно медленно. Мне казалось, что компьютерная эра с ее обилием гаджетов оставила эту проблему где-то в далеком прошлом. Ан нет: хоть дети и пялятся без конца в свои мониторы, читать лучше они от этого не стали. Скорее, наоборот. Странно.

    Худо-бедно расправившись с текстом, мы перешли к обсуждению. И здесь стало еще интереснее. Дети на полном серьезе считают, что положительный герой этого произведения - Уж. Ну а как же - не Сокол же! Сокол какой-то нерациональный, лезет, куда не просят, баламутит народ и в итоге довольно глупо погибает. Другое дело Уж. Он спокойный, прагматичный, знает свое место, не претендует на большее и получает удовольствие от жизни.

    Целая серия прозрачных дополнительных вопросов в стиле "Все так думают? Может, у кого-то есть иное мнение? Точно ни у кого нет?" не сподвигла детей дать иную трактовку. Нет, положительный герой - Уж. И только спонтанная флэш-лекция о Горьком, его взглядах и жизненном пути заставила некоторых учеников предположить, что "такой парень, наверное, главным считал Сокола. Но это же было давно..."

    Такая вот зарисовка о том, как меняются нравы.

    17
    2K