Рецензия на книгу
The Autumn Republic
Брайан Макклеллан
Аноним5 марта 2015 г.I would die for my country. But I'd rather kill for it.
Brian McClellan, "The Autumn Republic"
Брайан МакКлеллан ставит жирную точку после последнего слова эпилога, и единственная мысль, которая крутится в голове - "чёрт возьми, это было шикарно". На мой вкус, финальная книга цикла вышла самой сильной, сочной, а про насыщенность событиями вообще молчу.Стартуем с финальных событий предыдущего тома: в столице Адро, Адопесте, расквартирована прибывшая вместе с лордом Клермонтом бруданская армия; фельдмаршал Тамас (которого многие считали мёртвым) возвращается в свою страну в компании дружественной армии Делива и тут же отправляется на передовую; Адро медленно проигрывает войну с Кезом; сбежавший из плена Таниэль вместе Ка-поль скрывается в лесах; Бо и Найла, сопровождая инспектора Адамата, также отправляются на фронт - искать Таниэля. Боги из уравнения, кажется, вычеркнуты, хотя кто их знает.
Автору остаётся только поаплодировать: он умело ведёт четыре линии повествования, и ни одна из них не выглядит скучной, неполноценной или притянутой за уши. Все сражения - и магические, и обычные - завораживают, автор не скупится развернуть перед читателем батальные сцены со множеством деталей и действующих лиц. Если наступление, то такое, чтобы в ушах звучали боевые крики и звон оружия. Если схватка двух Привилегированных, то такая, чтобы искры летели во все стороны. Вместе с камнями, деревом и кусками расплавленного металла. А ещё они окна побьют, барельефы посшибают и клумбы вытопчут.
Кстати, реалистичности повествованию придаёт и то, что МакКлеллан своих героев не жалеет. Нет, он не убивает их направо и налево до того, как читатель успеет запомнить их имена, но если кому-то, скажем, отсекают руку, она волшебным образом не вырастает обратно (даже при вмешательстве целителей), воткнутый в глаз нож ведёт к неминуемой гибели, если ты маг, это ещё не значит, что ты неуязвим, а взрыв - это не просто где-то бумкнуло, и всех занесло пылью и копотью, в нём и умереть можно вообще-то. Надо сказать, этот мир, даром что фэнтези, немного пугает своей реалистичностью. Во время чтения временами совсем забываешь, что это чья-то фантазия.
Более того, автору вообще удалось практически невозможное: после окончания одной части повествования, когда кажется, что ну о чём там может быть ещё практически пол-книжки, всё же уже сказано, он умудряется без ущерба для качества задвинуть вторую половину. То есть только читатель расслабился и сделал маникюр на погрызенных ногтях, как автор коварно напоминает, что там же ещё во-о-от тако-о-ой Я-А-А-АЗЬ. И ты понимаешь, что точно, там же ещё и язь, и супруга его, и целый выводок маленьких язят.
Последние пару глав с эпилогом я провела, наматывая сопли на кулак. И при этом здесь нет намеренного вышибания слезы из читателя, нет бессмысленной игры на эмоциях просто "потому что". Финал вышел очень логичным, правильным, обоснованным - в общем, идеальным, по-моему, завершением эпопеи.
И пусть теперь герои это идеальное завершение разгребают.Спасибо Брайану МакКлеллану за все чудесные диалоги Тамаса и Олема, за комментарии Бо, за “Get out of my city!”, за все те моменты, когда приходилось закусывать губу или радостно хихикать, за такой вот бабахнувший финал, да и просто за три тома отличного фэнтези, не застрявшего в Средневековье, с адекватными героями и большим интересным миром. А я бы так и не против почитать ещё что-нибудь этакое, действие которого будет происходить в этой же Вселенной. Вот бы глубокий-преглубокий приквел о приходе в этот мир Крезимира, Адома, Бруда, Делива, Иштари, Нови и прочих местных богов, которые на самом деле никакие не боги, о становлении Девяти, и... и... и мечтать не вредно, а уж следить за тем, что ещё напишет господин МакКлеллан, и подавно.
18354