Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Граф Аверин. Колдун Российской империи

Виктор Дашкевич

  • Аватар пользователя
    Аноним25 ноября 2024 г.
    Служить колдуну - совсем не то же самое, что какому-то там продажному чиновнику. Отравления, расследования, тайны. Тайны Кузя очень любил.

    В этой книге есть интересный и хорошо продуманный мир с элементами альтернативной истории, а также приятные персонажи, которые выглядят довольно живыми и очень неплохо между собой взаимодействуют, но в ней также имеется совершенно невыносимая для меня манера повествования с залипанием на бытовуху и анахронизмы.
    Из-за этой самой манеры, которая повергала меня в уныние при каждом подходе к роману, я мусолила несчастного "Графа Аверина" почти месяц и кое-как смогла вчитаться только ближе к финалу, когда в сюжете пошла основная движуха и автору стало уже просто некогда живописать про очередные "проснулся-поел-обсудил-поехал".
    В итоге моя субъективная оценка стала средним арифметическим из отношения к замыслу и его непосредственному воплощению, а на продолжения я посматриваю, хоть и не с полным отсутствием интереса, но всё же с большой опаской - как бы мне ни хотелось узнать, к чему там в итоге придут колдун и подчиненный ему вольнолюбивый див.

    Кстати, о дивах.
    Сама идея параллельного существования в относительно современной (1982 год!) России людей и вытащенных из соседнего измерения (мира? Нави? в общем, Пустоши) дивов раскрывается здесь вполне в духе "Ведьмака" Сапковского, с его вечным раскаянием и повышенной лояльностью к тварям дрожащим, кусачим и повсеместно непонятым.
    Дивов у Дашкевича пуляют туда-сюда между мирами испокон веков, они бывают разноуровневые и большей или меньшей степени осознанности, годятся лишь на одно простенькое поручение или полноценную службу в качестве семейного дворецкого-фамильяра, которого можно передавать по наследству, но они всегда воспринимаются как угроза.
    Дивы хотят жрать. Каждую минуту. И особенно рады будут закусить другим дивом или хозяином-колдуном.
    Этой кровавой угрозой автор тычет нам в нос с первых же страниц и продолжает нагнетать её вплоть до самого финала, когда главному герою доведется проверить многие собственные постулаты на практике.

    Заглавный граф Аверин, между тем, именно колдун.
    Частный сыщик по роду занятий, который то, поругиваясь про себя, помогает полиции в расследованиях, то закусывает вместе с её представителями в старорежимном ресторанчике под названием "Охота на Енота".
    Почему "старорежимном"?
    Да потому, что у нас тут, батенька, хоть и 1982-й, но чисто царская Россия - с очередным наследным императором, балами-юнкерами и, кажется, весьма слабо развитой техникой-инженерией (автомобили, проводные телефоны и тракторы - вот максимальный уровень того, что там звучит, а в остальном сплошное сельское хозяйство, прислуга и прочие не до конца ясные реалии тотального социального неравенства).

    И в этом для меня тоже кроется минус истории.
    Пока Аверин крутится со своими расследованиями в высших сферах, имея дело исключительно с носителями дворянских титулов, мы совершенно не понимаем, насколько плохо (или - вдруг - хорошо) обстоит дело со всеми прочими.
    Да, акцент угнетения тут сместился на дивов - это их тут считают вещами и без зазрения совести эксплуатируют, оправдывая такой подход повышенной опасностью и совершенной неуправляемостью этих "вещей".
    Но всё же, как быть с остальными? Крестьян уже освободили от крепостничества? Фабрики-заводы обзавелись профсоюзами и запретом на детский труд?
    Имперский флёр красивой России прошлого неразрывно связан с подобными штуками даже в российской классике, отчего просто не думать про них как-то не получается.

    Можно было бы, конечно, забыться, увлекшись детективом, но он тут откровенно слаб по части загадки и расследования, хоть и распадается в книге аж на 3 полноценных дела, которые отчасти объединены сквозным сюжетом.
    В первой части Аверин в результате раскрытия дела обзаведется собственным дивом Кузей, во второй они постепенно сработаются, а в третьей и вовсе продемонстрируют чудеса командной работы.
    И да, Кузя, конечно, прелесть - что в человеческом виде, что с лапками, но это ведь всё не про детектив, а про кое-какие приключения, мироустройство и то самое взаимодействие персонажей, которое у автора на "пять" в условиях слабенькой "троечки" за воплощение непосредственного сюжета.

    Искренне рада за тех, кому всё это действительно зашло, но я постоянно вязла в бесконечных описаниях мелких бытовых действий героев, всех этих повторах "Кузя, оденься и возвращайся", томных дворянских разговорах и праздных интерпретациях уже и так понятных вещей.
    Раздражали и кое-какие анахронизмы. В мире, где космос пока отсутствует даже как предчувствие, а главным оружием были и остаются дивы, мы вдруг натыкаемся на "термоядерные огурцы" и прочие вербальные приметы нашей собственной современности.
    Наверное, я подхожу к восприятию истории слишком рассудочно, но это тот самый случай, когда происходящее на страницах не сумело увлечь настолько, чтобы забыть о возможных мелких и не очень придирках.

    Шутка про всеобщую увлеченность Китаем, кстати, засчитана.
    Покивала головой и ощутила полную готовность променять все эти национальные брожения на азиатскую фэнтезятину с гораздо более активным движением сюжета.


    Нам, жителям северных болот, не понять тонкой восточной души.

    Приятного вам шелеста страниц!

    23
    628