Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Повесть о настоящем человеке

Борис Полевой

  • Аватар пользователя
    Аноним24 ноября 2024 г.

    Только мертвые не воюют

    Единственная литература, которую я безукоризненно избегала в школе – это книги про войну. Мои дедушка и бабушка – дети послевоенного времени (1952 и 1953 г.р.), поэтому в нашей семье из этого никогда не делали культа. Единственное, в чём мы всей семьёй уверены, так это то, что война – это безумие, которое не должно повторяться. Но увы... Есть личности, для которых мораль не существует. Наверное поэтому, открывая для себя авторов военного времени, таких как Бондарев и Полевой, я могу оценить их прежде всего за мастерство.
    Что мне абсолютно непонятно, так это наличие данного романа в детских списках на лето: например «Переходим в шестой класс». Да, манера письма у Бориса Полевого простая, журналистская. Он не претендует на стилистическую сложность и повествует о реально происходивших событиях абсолютно доступным языком. В этом как раз заключается положительное отличие это произведения среди других военных текстов. Но сама тема выживания человека с бесконечной по внутренней силе воле, описанная во всех подробностях физических и психологических травм... Это как Герасим, топящий Муму. Несомненно может стать болезненным опытом для неподготовленного читателя.


    «...ему становилось страшно. Как он калекой приедет в Камышин? Как он покажет Оле свои культяпки? Какой страшный удар нанесет он своей матери, растерявшей на фронтах всех сыновей и ожидающей домой его, последнего! Вот о чем думал он в томительно тоскливой тишине палаты...»

    Конечно же я должна была прочитать этот роман давно, ещё в тот период, когда мы на современке изучали Пелевина. Ведь его Омон Ра как раз играет с идеологической слепотой и нарочито подчёркивает, благодаря каким жертвам воспитывается воля в человеке. Но восполняю пробел только сейчас.

    За время прочтения «Повести о настоящем человеке», меня посетил калейдоскоп самых различных мыслей, которые необходимо было фиксировать в моменте, но чего я своевременно не сделала и теперь жалею. Поэтому отмечу только те, которые вспомнились посфактум.

    Я обратила внимание на феменитивы, употреблённые Полевым (например: «где она вместе с другими медичками работала теперь по сортировке раненых»). Эта волнующая тема часто всплывает в обсуждениях, но в который раз убеждаюсь что феминитивы – это абсолютно нормально для любой эпохи. Отсюда так же вытекает следующий пункт – отношение к женщине. Хотя Полевой и вставляет пламенную речь в уста деда Михайла («Эх, бабы, бабы, цены вам, бабы, нет! А? Слышь, Алеха, говорю – русской бабе, слышь, цены нет. Ее стоит за сердце тронуть, она последнее отдаст, головушку положит, баба-то наша»), он умудряется сразу же показать двойственность своего отношения и вкинуть вслед за похвалой парочку оскорблений и жалоб. При этом хорошо описаны чувства Мересьева по отношению к «Метеорологическому сержанту» и к Оле. Как тяжело бывает открыться любимому человеку, и как правда важна для сближения. Так же параллельно Полевой показывает Стручкова, чьё отношение к женщине сомнительно, и воспринимается его соседями по палате как неподобающее. За это парень будет наказан сильным безответным чувством.

    Самыми интересными для меня оказались части в госпитале и санатории, самыми скучными – лес (особенно схватка с медведем) и описание воздушных боёв. Меня знатно утомило нарочитое подчеркивание, что не простой человек, а только советский человек претендует на звание настоящего. И хотя весь роман посвящен самоотверженности подвига А.Мересьева (он же А.Маресьев), на мой взгляд стоит отдать присвоенное звание тому персонажу, благодаря которому эта идея вообще возникла в голове нашего лётчика – полковому комиссару Семёну Воробьёву. Которого действительно по пророчески опрокинутой Кукушкиным шуткой вынесли «в пятидесятую палату», и о котором благополучно забыли после торжественной сцены похорон, наблюдаемой из больничных окон.

    Желание жить в человеке сохраняется, если у него есть причина – значимая для него цель. Для Мересьева, чей персонаж казался мне взрослым мужчиной, а на деле оказался двадцатитрёхлетним юношей (меня это поразило), такой целью оказалась страсть к полётам. Но уж очень хочется, чтобы воля в человеке воспитывалась не трагедией, произошедшей с ним, а простой человеческой радостью жизни.

    Содержит спойлеры
    16
    348