Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Чудо как предчувствие. Современные писатели о невероятном, простом, удивительном

Автор неизвестен

  • Аватар пользователя
    Аноним24 ноября 2024 г.

    Новогоднее настроение своими руками

    "Что это у вас на носу, сопля или Новый год?" - кричат девчонки-пустосмешки, влетая в лифт-стакан торгового центра, из которого выходим мы, и уезжают, прежде, чем душнила во мне объясняет, что правильно говорить "сопля под носом". Смеюсь в ответ, я на всякие глупости ответчива, а Новый год, впрямь, на носу. Целый декабрь до него пролетит, и заметишь, разве что в двадцатых числах, когда пора елку ставить, а праздничного настроения ни в одном глазу. Выход есть - создать его собственными руками, чем заранее, тем лучше и сборник от РЕШ "Чудо как предчувствие" не то, чтобы РЕШит в этом смысле все проблемы, но несколько шагов в верном направлении сделать поможет.

    Пятнадцать авторов, пятнадцать текстов, назвать которые рассказами было бы неправильно, значительную часть составляет мемуаристика и кусочки автобиографии, ценные уже тем, что рассказывают это Такие люди о Таких людях, вроде истории Атоса всех времен и народов Вениамина Смехова о старте его кинокарьеры, у истоков которой стоял Владимир Высоцкий ("Чудотворец"). Или рассказа Татьяны Толстой о спасении бабушки и дедушки Лозинских из блокадного Ленинграда ("Струзер"). Или немыслимого случая с Александром Аузаном на сафари в ЮАР , такое "Где баобабы вышли на склон, жил на поляне розовый слон" от Евгения Водолазкина ("Чудо как необходимость") и его же удивительная история о богослужении в Сочельник в Риме с участием Дмитрия Петрова (полиглот и создатель уникальной системы обучения языкам, если кто не в курсе).

    Григорий Служитель ("Священная геометрия случая") тоже рассказывает немного о школе, немного о работе в театре, забавно и с нежностью. А моя самая большая любовь из "вспоминательного" блока этого сборника "Зависть богов или Вернись в Сорренто" Павла Басинского. История, совершенно ломающая образ респектабельного писателя, литературоведа, критика о поездке по горьковским местам в Италии, где Павлу Валерьевичу довелось побомжевать. Не испорчу вам удовольствия пересказом, скажу лишь, что, при всей немыслимой дичи это, это очень "от-Горького", с той разницей, что биограф прошел путем своего героя наизнанку, из рая Капри в ад "На дне".

    "Заяц белый, где ты бегал" Майи Кучерской - это уже рассказ, и именно о новогоднем чуде. Русскую литературу называют вышедшей из гоголевской "Шинели", но эта история скорее из "Носа", с той разницей, что некоторые неуместные во внешности солидного человека атрибуты, наоборот, пришли к герою. Отчего его жизнь лишь улучшилась. "Только там радость" Шамиля Идиатуллина тоже совсем новогодняя, его мрачные рождественские сказки, так по-особому подкручивают настройки реальности, что света, тепла и воздуха в ней ощутимо прибывает, этот рассказ про таксиста-узбека не исключение, и важное делает для всех нас - вы понимаете, о чем я. "Свет звезд" Алексея Сальникова, предновогодняя одиссея уральца, завершающаяся самым чудесным образом в магазинчике возле дома - это такое, по заглавию. Сальников просто светит, невзирая.

    Денис Драгунский и "Чудо Святой Варвары" с новогодьем кажется не связанным, там вообще летом все происходит, но по духу рассказ святочный, с неповторимым социальным звучанием, в которое автор умеет, как никто в современной русской литературе. Более-менее все творчество Аллы Горбуновой для меня кантова вещь в себе. Но если вы можете похвастаться тем, что понимаете ее - "Белый Хаун Дай в своем Солярисе" вам под елочку. Александр Цыпкин с бизнесвумен, ее дочкой и дачкой, шофером-телохранителем и не ангелом, но хранителем ("Верить и не думать") дал мне случай познакомиться с прозой самого многотиражного ныне живущего российского автора. Патриарх отечественной словесности Валерий Попов станет для многочисленных поклонников "Подарком Деда Мороза" с рассказом о пальто и мобильнике.

    Мастер семейной прозы Елена Колина дарит "Мартышоном" новогоднее чудо с УАЗом "Патриотом", вытягивающим незадачливый "Рейнджровер", и вечной любовью под "Шербурские зонтики". Грустное, но полное надежды "Чудо по Максу Фасмеру" Анны Матвеевой, об администраторше сетевого кинотеатра, примочкой от синяков и ссадин нанесенных острыми углами ее горя, приспосабливающей фильм Вима Вендерса о токийском уборщике. И "Кот Блед" Марины Степновой, постапокалиптика, с которой я плакала. Но это от счастья, и потому что с ее прозой всегда плачу - так уж она на меня действует.

    Еще совсем немного о меценатстве и спонсорстве, у нас не то, чтобы распространенных, но наиболее близких благотворительной сутью духу Рождества. Эту книгу собрали при финансовом участии компании "Эн+" и от дурацкой шутки про "самый легкий металл алюминдий", удержусь - знаю, что фонд Олега Дерипаски не только этим способом поддерживает культуру. Резюмируя: сборник хороший и разный, как и положено сборнику, каждый найдет в нем что-то для себя и никто не уйдет обиженный.

    36
    757