Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Золотой храм

Юкио Мисима

  • Аватар пользователя
    Аноним23 ноября 2024 г.

    Держит в напряжении до последней страницы

    "Золотой храм" - история Мидзогути, студента и послушника Кинкакудзи (одного из японских храмов). Кстати, если я ничего не упустила, имя послушника упоминается в книге лишь единожды, в самом начале, вскользь; возможно, Мисима сделал это намеренно - обезличить главного персонажа, чтобы каждый мог увидеть в нём себя; этот же приём использован в Бойцовском клубе).

    Мидзогути - серьезно заикающийся, нищий, ничем не примечательный юноша - ощущает непреодолимое влечение к Прекрасному, квинтэссенцией которого является для него "Золотой храм" (Кинкакудзи). Прекрасное одновременно и манит его, и не даёт приблизиться к себе. Вся книга - описание пути Мидзогути к Прекрасному. На этом пути, будто бы добро и зло, его сопровождают 2 товарища - Цурукава (добро) и Касиваги (зло).

    Книга для меня осталась не понятой, очевидных "моралей" и "автор хотел сказать.." для себя я не увидела. Возможно, это характерно именно для классической японской литературы? При этом читать было интересно; возможно, еще вернусь к этому автору.

    Несколько понравившихся отрывков:

    "Человек, думающий только о прекрасном, не может не погрузиться в бездну горчайших раздумий. Так уж, очевидно, устроен человек".

    "Это и есть суетный мир, - подумал я. - Вот кончилась война, и под этими огнями засновали люди, охваченные порочными помыслами. Сонмища женщин и мужчин смотрят там друг другу в лицо, не чувствуя, как в нос им ударяет трупный запах их собственных деяний, отвратительных, как сама смерть. Сердце мое радуется при мысли о том, что все эти огни - огни ада."

    «Беспокойство по поводу смысла жизни – это роскошь, позволительная тем, кто не в полной мере ощущает себя живущим на белом свете.»

    "Не кажется ли тебе,
    что порядок в стране во время войны удавалось поддерживать только потому, что из насильственной смерти сделали своего рода представление? Публичную казнь человечество отменило якобы для того, чтобы не ожесточать людские сердца. Чушь собачья! Знаешь, какие благостные, оживленные лица были у тех, кто убирал трупы после бомбежек? Зрелище страданий и крови, предсмертные стоны ближнего учат человека смирению, делают его душу тоньше, светлее и мягче. Корни зверства и кровожадности надо искать не здесь. Жестокость рождается совсем в иные минуты - например, в такой вот славный весенний
    день, когда сидишь на подстриженном газончике и разглядываешь солнечные пятна на травке"

    "Я пропустил красоту через себя, и она не оставила во мне ни малейшего следа"

    4
    252