Рецензия на книгу
Аут
Нацуо Кирино
Аноним23 ноября 2024 г.Схватка за свободу в кровавых тонах
Тот случай, когда не знаешь, как написать о прочитанном. О своих впечатлениях. О том, что эмоций почти ничего не вызвало, так как это было максимально жестко, с изрядной долей цинизма и без каких-либо сантиментов. И декорации этого триллера воспринимались черно-белыми, как в комиксах "Город грехов", но с яркими пятнами, основным цветом которых был красный. Удивительное дело, вроде автор пишет про разную погоду, но здесь солнце не воспринимается вовсе. Разве что как отблеск на лезвии ножа.
При этом не сказать, что тут персонажи "черные" или "белые". В этой большой игре все фигуры серые, со своей гибкой моралью и оправданиями своих поступков. У каждого персонажа есть причина. И такая, которую можно понять. Разве что фигура психопата несколько не вписывается, но это и величина другая. Фигуры различаются не по цвету, а по рангу. "Пешки" скидываются с доски. Другие, чуть более стойкие или же, наоборот, не представляющие ни интереса, ни опасности, ни каких-то ещё чувств, кроме легкой брезгливости, отодвигаются и обездвиживаются. В итоге остаются две главные, которые и разыграют основную партию, доведя её до абсолютно безумной кульминации. В конце автор устроил настоящий экшн, создав сильнейшее напряжение, из-за чего оторваться от книги было невозможно, пока не закрылась последняя страница. А автор будто издеваясь, затягивает сцену, кинематографично вставляя реплики, жесты, движения, мимику. Общие планы и кадры деталей, всё продуманно и четко, несмотря на кажущийся хаос в мыслях и действиях героев. Нет, автор отлично знает, как удержать внимание. Есть ещё и занятнейший вопрос, а кто же жертва и кто палач?
Здесь нет света. Вы не встретите в этом психологическом триллере ни одного положительного героя. Но, как ни странно, есть персонажи, которые привлекают и даже вызывают симпатию, несмотря на то, что дела творят жуткие. Это похоже на иямису, ведь вытаскивается всё темное, всё то, что прикрывалось благими намерениями, желаем помочь или смирением со своей долей. До чего может дойти человек. Точнее, люди. И как точно представлены типажи. Правда, некоторые из них, как фарфоровые куклы, в итоге разбиваются из-за трещин, которые на них появились от перенесенных ударов: у кого-то открылось другое нутро, будто у матрешки, а кто-то распался на куски навсегда. И знаете что? Здесь это не только фигура речи.
Здесь много слов и размышлений о свободе. Что это такое. Чем она может быть. Как кто её понимает. Масако Катори, главная героиня данной кровавой истории, так и не открыла для себя значение этого понятия, так и не нашла то, что могла бы назвать этим словом. Интересно, найдет ли?
А ещё это о преступлении и наказании за него. Карма. Расплата. Но на мой взгляд эту книгу не очень-то корректно называть современным японским вариантом "Преступления и наказания" Достоевского, так как речь тут вовсе не о моральных терзаниях, а том, кто к чему стремится, о свободе, к которой не дают вырваться у кого-то обстоятельства, а кого-то прошлое тянет назад прямо в камеру из выстроенных самим собой стен.
Началось всё с бытового преступления, которых случается множество. Почти обыденное дело. Ссора на почве ревности, накопившихся обид, угасших чувств и появившегося раздражения друг на друга. И вот последняя капля - всё. Планку сносит. То состояние, когда не можешь ни терпеть, ни думать о последствиях, потому что перед глазами пелена, а в сердце ненависть поёт гимн отмщению и избавлению. Но что дальше? А дальше есть подруги, которые приходят на помощь. А дальше...
Если говорить о сюжете, то тут всё, как по мне, круто придумано и реализовано. Я верю, что такие разные женщины, вроде как привыкшие к своему положению, на самом деле внутри, некоторые совсем глубоко внутри, готовы на очень многое. Тут вспомнился рассказ "Очаровательные дамы" Ясутака Цуцуи, где описано как на самом деле проводила досуг маленькая группка милых японских домохозяек. Тут тоже дамы преподнесут сюрприз, правда у Нацуо Кирино они все работающие, трудятся в ночные смены на фабрике по производству готовых обедов. Юная и наивная Яои Ямомото, глупая и завистливая Кунико Дзэноути, терпеливая и забившая на свою жизнь Йоси Адзума, жесткая и рассудительная Масако Катори - четыре разных характера, возраста, мировоззрения. И именно они окажутся в водовороте схватки мести того, кого они и знать не знали, но случайно перешли ему дорогу. Немалую роль сыграли и второстепенные персонажи, тоже выписанные автором очень хорошо. Я писала, что тут нет положительных героев? Есть всё же. Один из второстепенных, зовут его Кадзуо. Трогательный и честный. И очень хорошо, что автор оставила его в стороне, как символ того, чего не достойна его падшая любовь.
Жестко, с графичными сценами расчленёнки и насилия, поэтому чувствительным к таким вещам читателям я этот роман не рекомендую. Но данная чернуха тут нужна, чтобы показать, что на себя было взято и как это меняло героинь. И чтобы дать понять, что это не могло не поменять их, не разбить те фарфоровые оболочки. И всё же есть немного небольших претензий.
Во-первых, затянуто местами сильно.
Во-вторых, автор частенько повторяется, пересказывая некоторые моменты, которые и так запоминаются. Поди забудь первое преступление Сатакэ!
В-третьих, куда-то исчезает полиция, и Токио превращается в "город грехов", где в поле зрения исключительно преступные элементы. А я помню, как один из детективов клялся себе, что докопается до сути, так как не верил в версию виновности того, кого "назначили" подозреваемым.
В-четвертых, как ни странно, эмоции героев в концовке. Той самой, которая мне так понравилась мастерским описанием всех моментов, но я не поняла возникшей между героями "химии". Э? Серьёзно? Это отношения садиста и мазохиста? Нечто, что ещё сильнее стокгольмского синдрома? Внезапно взыгравшее и вылившееся в такую странную форму родство душ? В общем, тут я пасую.Но в целом, снова повторюсь, было круто. Недостатки не смазали общее впечатление. Отличный психологический и социальный триллер.
821K