Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Игра престолов

Джордж Мартин

  • Аватар пользователя
    Аноним23 ноября 2024 г.

    Тот, кто играет в престолы, либо погибает, либо побеждает.


    A Game of Thrones
    George R. R. Martin


    Жанр: эпическое фэнтези
    Год издания: 1996
    Страна: США
    Количество страниц: 784
    Переводчик: Ю. Р. Соколов
    Начало чтения: 5 июня 2024
    Окончание чтения: 9 июня 2024
    Локация: Россия, К-н
    Заметки: 15
    Автор: продолжаю. Следующая книга «Битва королей»

    Название книги. «Игра престолов». Название книги отражает ключевую тему романа: борьба за власть в мире Вестероса. 

    Выбор книги. После столь грандиозной экранизации невозможно было не прочитать первоисточник.

    Автор и написание книги. Джордж Реймонд Ричард Мартин (род. 20 сентября 1948, Бейонн, Нью-Джерси, США) – американский писатель-фантаст, сценарист, продюсер и редактор, лауреат многих литературных премий. Идея создания книги возникла внезапно. В 1991 году, работая над научно-фантастическим романом, Мартин неожиданно представил себе образ мальчика, наблюдающего за казнью в заснеженном лесу. Он отложил текущую работу и начал писать первую главу будущей книги. До этого Мартин был известен как автор научной фантастики и ужасов. Однако идея эпического фэнтези, вдохновленного европейским Средневековьем, увлекла его настолько, что он решил создать масштабный мир с глубокими политическими интригами и сложными персонажами.

    Основным вдохновением для конфликта между великими домами Вестероса стала Война Алой и Белой розы (конфликт за английский трон между домами Йорков и Ланкастеров в XV веке). Характеры и интриги правителей черпали вдохновение из жизней исторических личностей, таких как Ричард III, Генрих VII и других. В книге нашли отражения реализм и жестокость Средневековья, включая предательства, войны и политические браки, детали быта, архитектуры замков, традиции рыцарей и феодальная система. Работы Дж. Р. Р. Толкина вдохновили Мартина на создание обширного мира с детально проработанной мифологией. Однако, в отличие от Толкина, Мартина сделал акцент на политических интригах, моральной неоднозначности персонажей и отказе от стереотипного «добра против зла».

    Джордж Мартин работал в Голливуде сценаристом, где научился избегать клише и придавать драматизм каждому повороту сюжета. Прежде, чем погрузиться в сюжет, Мартин потратил месяцы на создание географии Вестероса, истории его королевств и детальной генеалогии великих домов. Он написал сотни страниц заметок о мире, которых хватило бы на энциклопедию. Эти материалы позже стали основой для книги «Мир Льда и Пламени».

    Мартин не использует жесткие планы для своих книг, предпочитая подход «садовника», где сюжет и персонажи развиваются органично. Многие сюжетные повороты пришли к нему во время написания. Мартин уделял внимание тому, чтобы персонажи были многогранными, их мотивы – реалистичными, а действия – логичными. Он сознательно избегал клише, например, убивал главных героев, чтобы сохранить чувство опасности и непредсказуемости. Первую книгу Мартин писал более пяти лет, постоянно дорабатывая детали. Некоторые главы и сюжетные линии были переписаны несколько раз. Уже к концу 90-х серия приобрела культовый статус, а после выхода последующих книг и адаптации на HBO популярность выросла до мирового масштаба.

    Обсуждение книги. Первая книга знакомит нас с миром Вестероса и Эссоса и главными героями. Мартин создает целую вселенную с разными культурами, географией, традициями, языками и мифологией.

    Книга наполнена политическими интригами, маневрами и неожиданными поворотами. Джордж Мартин разрушает стереотипы, убивая ключевых персонажей, которых я привыкла считать «неприкосновенными». Это задает на будущие книги ощущение напряжения, поскольку неизвестно, что произойдет дальше. Герои книги живые, они совершают ошибки, страдают и растут, заставляя привязываться к ним и переживать. Однако Мартин не щадит ни их, ни читателя: никто не застрахован от предательства или гибели. И это подчеркивает реализм книги.

    В книге, как было сказано раньше, действительно нет разделения на хороших и плохих персонажей. Есть, конечно, но оно зависит скорее от восприятия читателя, нежели является установкой самого Мартина. Каждый герой имеет свои мотивы, слабости и достоинства, негативные и положительные черты характера. Каждый действует в рамках своих убеждений и обстоятельств. А правильное и неправильное могут зависеть от точки зрения.

    Эддард Старк. Олицетворение чести, долга, морали. Он глубоко предан своей семье. Нэд не умеет манипулировать и не пытается адаптироваться к условиям королевского двора, что делает его уязвимой мишенью. Он ставит честь превыше всего и становится жертвой собственных принципов и чужих амбиций. За пределами Винтерфелла, Нэд сталкивается с суровой реальностью мира, где все хорошее в нем становится его слабостью. Хороший человек в плохом мире, который ожидает от людей того же, что и от себя. Думаю, за всю историю книг, именно из Эддарда Старка получился бы прекрасный король. В лучшем мире.

    Арья Старк. Независимая, дерзкая и энергичная девочка. Несмотря на свой юный возраст, демонстрирует смелость и способность действовать в сложных ситуациях. Обладает невероятной способностью адаптироваться. Она борется за свободу выбора и свою идентичность в мире, полном жестоких правил и гендерных стереотипов. И уже в первой книге видны зачатки сильной и независимой личности. Я восхищалась Арьей всю книгу. Один из любимых персонажей.

    Санса Старк. Наивная, романтичная девочка, мечтающая о рыцарях, замках и принцах. Она воспитана традиционно и смотрит на мир сквозь призму идеалов. Это делает ее уязвимой к манипуляциям. Но рано или поздно идеализированный мир начнет трещать по швам, и жестокая реальность ворвется в жизнь. Невинность и детство будут утрачены. В первой книге Санса все еще остается жертвой обстоятельств, неспособной взять судьбу в собственные руки. 

    Кейтилин Старк. Преданная мать и жена, для которой главные ценности – семья и долг. Ее нелюбовь к Джону Сноу говорит о ревности и эмоциональной уязвимости, но в моменты кризиса она проявляет решительность и стойкость, которыми можно только восхищаться. Но Кейтилин свойственна импульсивность и опрометчивые поступки, которые приводят к трагическим последствиям. Для меня Кейтилин – символ материнской любви и приверженности семье на протяжении всей истории.

    Джон Сноу. Джон в первой книге полон противоречий и стремления найти свое место в мире. Его статус бастарда становится ключевым элементом, формирующим его внутренний конфликт. Вынужденный жить в тени дома Старков, он стремится доказать свою ценность, честь и преданность. Он хочет быть благородным, но попав на Стену, сталкивается с суровой реальностью. И приходит время учиться видеть мир не только как черное и белое. Приходит время взрослеть.

    Роберт Баратеон. Король, который строит свое королевство на былом величии, а не на мудром правлении. Он деградирует физически и морально, но тем не менее сохраняет проблески честности и гордости.

    Серсея Ланнистер. Красивая и безжалостная. У Серсеи амбиций через край, столько же стремления к манипуляциям и эгоистичности. Главное стремление Серсеи – это власть. Именно ради нее она готова на все. У меня так и не вышло проникнуться иной стороной ее личности, так как я не верю ни в ее любовь к детям, ни в любовь к Джейме. Разве что она любит Джоффри и то, очень странной и нездоровой любовью. Но власть – это то, ради чего она действительно живет. Патриархальный уклад общества создает трудности на ее пути, но для Серсеи не существует неправильных или грязных путей к цели.

    Джейме Ланнистер. Харизматичный, гордый, самоуверенный и безрассудный. Предан своей сестре Серсее и ради нее готов совершать отвратительные поступки. Его поступок по отношению к Брану, к примеру. Об этом персонаже сложно судить, так как он показан преимущественно через восприятие других, что закрепляет впечатление о нем, как об эгоистичном манипуляторе, ничем не лучше своей сестры. Но я знаю по сериалу, что он является многогранной личностью, полной внутренних противоречий и потенциала для развития и жду раскрытия его внутреннего мира путем глав с участием его POV.

    Тирион Ланнистер. Довольно многослойный персонаж. Сочетает в себе интеллект, сарказм и уязвимость. Он является примером того, как предвзятое отношение общества и близких формирует личность. Вынужденный выживать в мире, где физические недостатки становятся причиной насмешек и презрения даже в собственной семье, он старается компенсировать свою уязвимость умом и острым языком. Он блестяще манипулирует людьми, а его диалоги в книге читать одно удовольствие. Разносторонний и сложный персонаж, который так же является одним из любимых.

    Джоффри Баратеон. Капризный, жестокий ребенок и, пожалуй, самый раздражающий персонаж в книге. В отличие от матери, его жестокость – не необходимость или тактический расчет, а проявление садисткой натуры. Мартину удалось прописать его настолько хорошо, что иногда хотелось скрипеть зубами от несправедливости происходящего. Режим ожидания Пурпурной свадьбы включен.

    Дейенерис Таргариен. Путь Дэни от робкой девочки к королеве – одна из захватывающих тем книги. В начале книге она является пассивным инструментом в руках брата, но постепенно осознает свою силу и право на выбор. Она умеет адаптироваться в суровых условиях и на протяжении всей книги мы можем наблюдать ее рост. Постепенно Дейенерис будет осознавать, что путь, по которому она идет, имеет свою цену, порой тяжелую. Но она стремится быть справедливой, учится и меняется на протяжении всей книги, чтобы возродиться еще более сильной личностью. Дэни по-своему вызывает восхищение, пусть и не является моим любимым персонажем.


    Кхал Дрого. Вот уж кого экранизация романтизировала в моих глазах. В сериале автоматически хотелось принять сторону Дейенерис и Дрого, но кхаласар – это просто животные, которые не умеют созидать. Все, на что они способны, это грабить, насиловать, разрушать и убивать. И Мири Маз Дуур совершенно справедливо спросила Дэни: «Что ты спасла?». Жаль, что ей не под силу было выкосить весь кхаласар.

    Варис. Еще один любимый персонаж. Истинное лицо Вариса скрыто за маской учтивости и порой даже лести, но он воплощает в себе тайны и стратегическую гибкость. Он манипулирует информацией и людьми, что делает его ключевым игроком в игре. Его действия и мотивы, тем не менее, остаются туманными, так как прошлое его не раскрыто, а самого Вариса читатель может наблюдать только глазами других. Но при разговоре с Эддардом Старком уже прослеживается его система ценностей, когда он отвечает на вопрос, кому он служит.

    Петир Бейлиш. Еще один мастер манипуляций. Внешние обаяние, легкость в общении скрывают амбициозного человека с расчетливым умом. Он заставляет людей недооценивать себя, отвлекает от своих истинных целей и намерений. Как и Варис, Мизинчик служит напоминанием, что в мире, где правят мечи и короли, информация и манипуляции могут быть еще более разрушительным оружием.

    Борьба за власть кажется реалистичной, у каждого действия персонажа есть последствия. Политические игры, заговоры и тайны хорошо вплетены в сюжет, сложно предугадать ход событий. Мартин заставляет сомневаться во всем. Темы, поднятые в книге не только интересны, но порой и близки: власть, предательство, семья, честь, любовь, амбиции. Это позволяет не просто следить за сюжетом, но и размышлять о моральных дилеммах.

    Язык Мартина прекрасен. Он насыщен деталями, но не кажется перегруженным. Автор переключается между точками зрения разных персонажей, что позволяет глубже взглянуть на одну и ту же ситуацию, получить объемное представление о происходящем и мотивах разных сторон. В этой книге каждый читатель может найти что-то свое: политические интриги, магические тайны, истории о людях, которые стремятся выжить в жестоком мире. И, конечно, драконы.

    Первая часть цикла не дает ответов, а еще больше запутывает, заставляя с нетерпением браться за продолжение.

    Экранизация. Игра престолов (2011-2019). Так как весь цикл был экранизирован в сериал, довольно сложно соотнести каждую книгу с конкретным сезоном, особенно будущие части истории. Но насколько я знаю, первый сезон соответствует первой книге. Создатели сериала очень трепетно подошли к первоисточнику, поэтому экранизация получилась просто потрясающей.

    Книга или экранизация. Редкий случай, когда равнозначно.

    41
    814