Рецензия на книгу
В ожидании варваров
Дж. М. Кутзее
Аноним22 ноября 2024 г.Начинаю брюзжать…
Чем дольше живу и читаю, тем больше убеждаюсь, что с обладателями Нобелевской премии в области литературы мне как-то не по пути. И в деле открытия новых для себя писателей мне лучше ориентироваться на старый добрый англоязычный Букер, который меня еще ни разу не разочаровал. Впрочем, Хьюго с Небьюлом - тоже хороши, куда ж я без них)). Не исключаю, что меня просто гложет обида за любимейшего Олдоса Хаксли, которого С 1938 по 1963 годы семь раз на эту самую нобелевку номинировали, но все равно проигнорировали (вот ведь гады))), а столь раздражающий меня своим занудством и морализаторством У. Голдинг эту самую премию в 1983 таки получил))
Ладно, хватит брюзжать в общем, пора брюзжать конкретно.
Как я уже как-то заметила в рецензии к одной из книг так нелюбимого мною Голдинга (да, прежде, чем его не полюбить окончательно, я три его книги таки прочитала) - литературный жанр "плач Иеремии" ничуть не стал менее популярным за последние три тысячи лет. Более того именно авторам, пишущим в этом жанре, чаще всего достаются Нобелевские и не только премии))) Это замечательно, только мне больше нравится "Песнь песней".
И вот еще один замечательный образчик именно этого жанра. Нет, сама по себе книга написана очень хорошо! Здесь есть и стиль, и выразительный точный язык, и узнаваемые образы, и тема, к сожалению, никогда, наверное, не утратит своей актуальности.
Это роман-притча, роман-аллегория. Действие происходит в типичном маленьком городке, на окраине какой-то большой Империи, вдалеке от столицы. Главный герой – типичный рефлексирующий интеллигент, пытающийся в одиночку этой самой Империи противостоять. Империя – тоже вполне себе типичная, невнятный колосс на глиняных ногах, захапавший больше территорий, чем может переварить, а потому постоянно придумывающий себе врагов, как внешних, так и внутренних. Им ведь можно грозить мощным государственным семипудовым кулаком, усиленно надувая щеки, под борьбу с ними можно получать новые должности и награды, а также покрепче закручивать гайки у верноподданных.
Жить в истории, покушаясь на ее же законы, — вот судьба, которую избрала для себя Империя. И ее незримый разум поглощен лишь одной мыслью: как не допустить конца, как не умереть, как продлить свою эру. Днем Империя преследует врагов. Она хитра и безжалостна, своих ищеек она рассылает повсюду. А ночью она распаляет себя кошмарными фантазиями: разграбленные города, тысячи жертв насилия, горы скелетов, запустение и разруха. Галлюцинации безумца, но такое безумие заразительно...Честно говоря, эти самые «ищейки Империи» изображены здесь очень схематично, Автор даже не разрешает ГГ начать по-настоящему их ненавидеть, показывая, что на самом деле - это лишь исполнители, сегодня эти, а завтра будут другие. Что дело не в них, а в самой системе, что так делают все. Но, с..а, почему же именно эти оказались «самыми талантливыми учениками»? Почему именно они жгут, калечат, убивают и всячески изощренно издеваются над беззащитными, в том числе и над ГГ. Но Автор от лица своего главного героя не хочет рефлексировать на эту тему. Они для него – просто случайные гости. Нет, лучше порефлексировать над самим собой, над своими мелкими пороками, пофилософствовать о повторяемости истории, о закономерности происходящего, о том, как страшно далек наш ГГ от народа. Впрочем, народа здесь нет. Здесь есть только толпа - безликая, бездумная, покорная. Толпа будет с почтением относится к ГГ, пока он будет оставаться мелким имперским чиновником, толпа будет с удовольствием наблюдать за его унижением, и даже улюлюкать в ответ на особо изощренные издевательства над ним, толпа будет бросать ему мелкие подачки, когда он станет нищим. И та же толпа будет беспрекословно терпеть издевательства и мародерство со стороны имперских солдат, и даже собираться на митинги единства...
В городе бесчинствует солдатня. На днях на площади провели сборище с факелами, чтобы заклеймить «трусов и предателей» и подтвердить преданность масс Империи. МЫ ОСТАЕМСЯ – таков нынешний лозунг верноподданных граждан; он намалеван на стенах по всему городу.В целом, все очень знакомо, тленно, безысходно, все это уже было и вот опять. Бунт ГГ ничего не дал, кроме того, что слегка успокоил его совесть. Большая часть солдат, отправленная на войну с варварами, бесславно сдыхает в пустыне, так этих варваров и не встретив. Запасы города истощены, вода в реке из-за разрушенной дамбы стала соленой, надвигается беспощадная зима, жалкие остатки армии и наиболее прозорливые граждане в спешке покидают город, кто с пожитками, а кто и босиком. Идут пылевые бури, их уже не сдерживают ни вырубленные сады, ни выжженные кустарники (в них же могли прятаться варвары!), и город медленно засыпает холодный, колючий песок...
И так уже было, ибо находил ГГ невдалеке от городских стен какой-то засыпанный песком город, а возможно и не один...
В общем, классический такой «плач Иеремии», наплаканный, спору нет, очень качественно и витиевато, но не давший, лично мне, никаких новых мыслей и образов.
И не могу не сравнить эту книгу с Бен Элтон - Время и снова время . Там ведь тоже, по-хорошему, об этом же: о цикличности и некоторой предопределенности истории, об управляемости масс и пассионарности одиночек, о совести и долге etc. Но насколько же у Элтона это все драйвовее, закрученнее, неожиданнее и интереснее. Н-да, Нобелевской премии Элтону точно не видать)))
Воистину миром должны править певцы и плясуны! Досада, грусть, сожаления - все это теперь напрасно, никчемно и бессмысленно!37516