Рецензия на книгу
Сто лет одиночества
Габриэль Гарсиа Маркес
Аноним20 ноября 2024 г.Расцвет и увядание мира
Роман Маркеса представляет собой историю рода Буэндиа, от основания городка Макондо до упадка и вырождения. Время в книге идет не линейно, а спирально, запутанно, здесь даже смерть еще не конец. Урсула, жена Хосе Аркадио Буэндиа, основателя Макондо, переживает несколько поколений своих потомков, не старея. А сам Хосе Аркадио и его товарищ Мелькиадес и вовсе, умирая, остаются тенью бродить по дому семейства, оставаясь в наследственной памяти даже тех, кто с ними не встречался.
Вообще вокруг семейства происходит множество чудес, которые для героев на столько обыденны, что они даже не обращают на них внимание. Сначала мне сложно было представлять, как Ребекка может есть землю, как нарисованные священником кресты не смываются со лба сыновей Аурелиано, но потом я, как и жители Макондо, на столько привыкла к чудесам, что и для меня в какой-то момент они стали вполне привычными и уместными.
Хотя чудес в Макондо становилось с годами все меньше.
«Дело в том, что мир понемногу идет к концу и такие вещи больше не случаются» — говорит Урсула.
В тот момент я подумала, что может быть чудеса в этом романе означали не буквальное волшебство, а положительные черты и эмоции людей — любовь, любознательность, преданность и другие.Уследить за сменяемость поколений в семье Буэндиа не так просто: каждый следующий родившийся мальчик получает имя Хосе, Аркадио, Аурелиано или их сочетание. Поэтому нужно быть очень внимательным при чтении. Несколько раз мне приходилось отлистывать, чтобы понять, о ком из Аурелиано или Хосе Аркадио идет речь. Но этот прием дает нам ощущение безвременья и спиральности истории.
Первая часть романа в основном закручена вокруг полковника Аурелиано Буэндиа, который, примкнув к оппозиции, ведет кровавые войны, но спустя годы понимает всю бессмысленность происходящего.
Далее он стареет, его пыл утихает, и перед нами раскрываются истории следующих поколений Буэндиа. Их судьбы весьма разнообразны, но через них всегда сквозит одиночество, отстраненность от мира, неумение любить и хождение по кругу (проклятие «переливания из пустого в порожнее» — как это называет Урсула).
С каждой новой историей, все сильнее хочется понять: чем же закончится эти мытарства и неприятности рода Буэндиа, хочется, чтобы их жизнь наконец наладилась. Их большой дом как метафора всего города из поколения в поколение реставрируется и реконструируется все новыми поколениями семьи, пытаясь с одной стороны исправить ошибки прошлого, а с другой — стереть это прошлое из памяти. Но получится ли — без спойлеров не ответить.
Рассказывая о семье Буэндиа и городке Макондо, Маркес в первую очередь имел ввиду историю Латинской Америки, переложенную в магическую плоскость. События романа сходны со сложной историей Колумбии, родины автора. Маркес переосмысливает перемены, которые настигли его родину.
Но не только для Колумбии актуальны проблемы, описанные Маркесом. По сути он иллюстрирует общие людские темы: рождение, развитие, войны, увязание в грехах и пороках, хождение по кругу, умирание и разрушение. Но Маркес не дает оценок, он лишь констатирует неизбежность происходящего и движения вперед, которое всегда несет перемены.
...все зло Урсула видела в некоем явлении, которое и сама не умела определить с точность, но смутно представляла себе как постоянно нарастающее ухудшение качества времени. «Годы теперь идут совсем не так, как раньше».Мне очень понравился ажурный и струящийся язык Маркеса. Читать роман — одно удовольствие. Он пишет просто о необычных вещах и впечатляюще об обыденности. Угадать, что нас ждет на следующей странице просто невозможно, как и совершенно нереально угадать, чем же это все кончится.
Мне жаль, что я мало знакома с историей Лат. Америки, иначе читать было бы еще интереснее. Но и как история о городке Макондо, который отражает и происходящее во всем мире, этот роман даст много поводов для размышлений.
17484