Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Над пропастью во ржи

Джером Д. Сэлинджер

  • Аватар пользователя
    Аноним20 ноября 2024 г.

    Апология Холдена Колфилда

    Роман Джерома Сэлинджера «Над пропастью во ржи», написанный в 1951 году, интересен тем, что читатели либо обожают книгу и героя, либо считают, что это нудная тягомотина, а герой - бесхребетный нытик.

    История предрождественских приключений 16-летнего Холдена Колфилда стала культовой, потому что впервые написана от лица подростка так, как действительно говорили тогда. Я рассказываю ученикам про Вавилонскую башню, которую не достроили, потому что люди перестали понимать друг друга. Холден же - свой в доску для тех подростков, кто читал в послевоенные годы про него. Он ругается, а в книгах до этого герои так не делали, он не врет и не лицемерит.

    Одна из главных тем книги - разрыв героя с миром взрослых. Он ненавидит школу, в рекламе которой показаны красивые лошади, а в школе и следа их нет. Преподаватели общаются с теми родителями, что побогаче, а тем,кто победнее, - пару пальцев протягивают. 1950-е гг. - время «рассерженных молодых людей», у которых много претензий к предкам, допустившим мировую войну. Думаю, что и сейчас у молодёжи есть что сказать взрослым по разным поводам.

    Холден многое ненавидит, но это ненадолго. Он же подросток, его настроение часто меняется, и это нормально. Куда хуже ничего не чувствовать и относиться ко всему безразлично.

    Господи, до чего я все это ненавижу. И не только школу. Все ненавижу. Ненавижу жить в Нью-Йорке. Такси ненавижу, автобусы, где кондуктор орет на тебя, чтоб выходил через заднюю площадку, ненавижу знакомиться с ломаками… ненавижу ездить в лифтах, когда просто хочется выйти на улицу.

    О Холдене говорят иногда, что у него нет цели в жизни. Он завалил кучу экзаменов и не в первый раз вылетел из школы. Но, честно говоря, что это за экзамен, где начинаешь рассказ и не можешь уклониться от темы? Только увлёкся - тебя сбивают и ставят плохую отметку. Холден не принимает этот мир, для него герой - пацан, который не сдался после издевательств хулиганов. Холден совсем не глуп, отлично разбирается в литературе и куда умнее многих сверстников. Мне нравятся такие герои - они неприкаянные, не умеют встроиться в общество, не могут найти себе там место, потому что видят его пороки. Он остро чувствует фальшь - не любит театр, там всё не как в жизни.

    Когда что-нибудь делаешь слишком хорошо, то, если не следить за собой, начинаешь выставляться напоказ. А тогда уже не может быть хорошо.

    Холден многое ненавидит, но людей он жалеет. Он жалеет девочку с подложенным чем-то в лифчик и обкусанными ногтями. Он делает специально приписку на экзаменационной работе по истории «ничего, если поставите 2», чтобы преподавателю не было неловко. Не расстраивайтесь из-за меня, это у меня переходный возраст, успокаивает он преподавателя, который принял участие в его исключении. Хоть знакомый Экли ему и неприятен, Холден предлагает ему пойти со всеми в кино, чтобы он в субботу не сидел один, никому не нужный. Он зачем-то хвалит однокашника Эрнеста, негодяя, который всех любит бить мокрым полотенцем, перед его матерью, ведь ей будет приятно, что сын типа скромный и застенчивый. Хоть денег у него мало, Холден жертвует 10 долларов монахиням, с которыми познакомился в кафе. Ему грустно, что они никогда не позавтракают в шикарном ресторане. Он дерётся с соседом по комнате, потому что тот сходил на свидание с его знакомой девушкой и даже имя её не знает. Ну неужели вас, ребята, не поражала в молодости эта вечная несправедливость: ты знаешь, что парень ужасный, а куча девчонок от него без ума? Казалось бы, да и наплевать - но девчонок жалко.

    Тут вспоминается фильм «Последний девственник Америки», в общем-то пошлая и стандартная молодежная комедия 1980-х гг., в которой 3 друга (один красавчик, другой толстячок, а третий романтик) пытаются завести отношения. И у романтика у единственного ни черта не выходит. Он влюбляется в девчонку, а она выбирает красавчика, для которого не значит ничего. Что дальше? Беременность, красавчик грубо говорит, что его это не касается, а романтик помогает ей, собирает деньги на аборт и ухаживает после. Благодарность? Любовь? Не, она в конце целуется с тем же красавчиком, а у парня слёзы на лице. Черт, я плакал вместе с ним, когда смотрел этот фильм в первый раз.

    Холден - романтик. Если девушка говорит ему «перестань», он сразу слушается, в отличие от многих других. Он зачем-то курит, пьёт и даже по неосторожности в отеле знакомится с девушкой по вызову, стесняясь отказаться. Она сняла платье - а он и смутился. Вся эта пошлость в нем - показное. И что же дальше? Он её жалеет, ребята.

    Я взял ее платье, повесил его в шкаф на плечики. Странное дело, но мне стало как-то грустно, когда я его вешал. Я себе представил, как она заходит в магазин и покупает платье и никто не подозревает, что она проститутка. Приказчик, наверно, подумал, что она просто обыкновенная девчонка, и все. Ужасно мне стало грустно, сам не знаю почему.

    Он рассказывает знакомой про бейсбольную рукавицу своего умершего брата Алли, исписанную стихами, которые тому понравились. Знакомой это по душе, а у Холдена возникают к ней тёплые чувства, потому что если нам всем что и нужно, так это немного понимания и участия.

    С ней замечательно было держаться за руки.

    На самом деле она опоздала минут на десять. Но мне было наплевать. Вся эта чепуха, всякие там карикатуры в «Сэтердей ивнинг пост», где изображают, как парень стоит на углу с несчастной физиономией, оттого что его девушка опоздала, — все это выдумки. Если девушка приходит на свидание красивая — кто будет расстраиваться, что она опоздала? Никто!

    Холден боится стать взрослым. Практичным парнем. Сейчас он наполовину всерьёз предлагает подружке просто сбежать ото всех. Она не понимает - зачем? Ведь можно чуть вырасти, жениться и спокойно путешествовать вместе. А для него - всё изменится.

    Все будет по-другому. Нам придется спускаться в лифте с чемоданами и кучей вещей. Нам придется звонить всем родственникам по телефону, прощаться, а потом посылать им открытки из всяких гостиниц. Я буду работать в какой-нибудь конторе, зарабатывать уйму денег, и ездить на работу в машине или в автобусах по Мэдисон-авеню, и читать газеты, и играть в бридж все вечера, и ходить в кино, смотреть дурацкие короткометражки, и рекламу боевиков, и кинохронику. Кинохронику. Ох, мать честная!

    Рукой подать до героев-супругов рассказа Сэлинджера «Хорошо ловится рыбка-бананка», взрослых и живущих в разных вселенных.

    Что случается с утками на пруде зимой? Такие вопросы взрослых не интересуют. Но что их интересует по-настоящему важное? Да ни черта.

    Чего хочет сам Холден? Ловить играющих во ржи малышей, чтобы они не упали в пропасть - не потеряли искренность, непосредственность, не утратили что-то неуловимое, что все мы теряем, переходя в мир взрослых.

    34
    1,3K