Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Bellman and Black

Diane Setterfield

  • Аватар пользователя
    Аноним20 ноября 2024 г.

    О смерти с долей оптимизма, или Зачем вообще все это

    Из трёх прочитанных мной романов Дианы Сеттерфилд этот мне понравился больше всего. Да, я в курсе, что это мнение не популярно, что у “Незнакомца в чёрном” довольно низкий рейтинг, но божечки, какой же восторг я испытала! На мой взгляд, именно здесь у Сеттерфилд получилась настоящая литература, а не мистическая развлекаловка. Возможно, низкий рейтинг объясняется именно этим: читатель приходит к автору с определёнными ожиданиями, а получает совсем другое. Итог - разочарование. Но у меня с этой историей сложилось абсолютная любовь.

    А что за история? Как таковой ее и нет. Герой романа Уильям Беллмен родился, жил и умер. Вот и сказочке был бы конец, если в нежном детском возрасте не сбил бы Уильям камнем из рогатки молодого грача. Да, такие события имеют последствия. И теперь повсюду за Уильямом ходит незнакомец в чёрном, принося ему удачу во всех делах и смерть близких. А может быть, все это совпадение, и никакого незнакомца не было, и Уильям всего добился сам, а люди умирают во все времена, часто внезапно (вспомним Булгакова).

    Предупреждаю: это действительно просто описание жизни одного человека с лёгкими вкраплениями мистики и экскурсом в жизнь грачей и их роль в культуре. Здесь нет детективной линии, нет душещипательной любовной истории, здесь нет никаких ответов. Каждое событие абсолютно логично, в жизни было бы именно так, а не иначе. Чем же меня зацепила эта книга?

    Во-первых, мне в принципе нравится читать Диану Сеттерфилд, нравится то, какие слова она выбирает, как строит предложения, как один абзац перетекает в другой.

    Во-вторых, здесь отсутствует то, что для меня было минусом в других ее произведениях - натужная концовка, высосанная из пальца. Каждый раз, когда я читаю эту писательницу, у меня возникает ощущение присутствия на раскопках: медленно и постепенно Сеттерфилд открывает нам уже существующую историю, а не плод своих фантазий. Но что в “Тринадцатой сказке”, что в “Пока течёт река”, автор под конец устаёт быть археологом и наскоро приделывает выдуманный финал. В “Незнакомце в чёрном” такого нет, это цельное произведение.

    В-третьих, основная тема книги - смерть, и она подана очень комфортно и успокаивающе. Нет, здесь нет никаких душеспасительных интонаций, смерть встроена в канву жизни как ее неотъемлемая часть, то, что в любом случае ждёт каждого из нас. Но если со своей смертью смириться возможно, особенно если это событие не на горизонте, то как быть со смертью близких? Никак, ведь потери - это тоже часть жизни, их никто не избежит, кроме, возможно, очень одинокого человека. Но стоит ли вечное одиночество отсутствия боли потерь? Не думаю. Нет счастья без горя, и нет горя без счастья.

    Подводя итог, могу сказать, что “Незнакомец в чёрном” - это красивый философский роман, совершенно нетипичный для автора. И если быть готовым, что на страницах книги нас не ждут приключения, то эта история не может не понравиться.

    72
    941