Рецензия на книгу
Поющие в терновнике
Колин Маккалоу
Nightwalker2 марта 2015 г.Удивительно всё же, насколько наши мысли определяют нашу речь, а наш образ жизни наш облик или образ, ибо если лица одних лепили ангелы, то других словно высекали из гранитной глыбы. Стоило только открыть произведение и по первым страницам у меня сформировалось чёткое представление о писательнице. Ни дать ни взять старая дева, насаквозь пропитанная сентиментальностью и слащавостью, эдакая "пышка", изливающая на бумагу свои детские и девичьи мечты и чаяния, так таковыми и оставшиеся. И точно. Strike! открываю по прочтении "личное дело" и ничуть не удивляюсь: Э.Л. Джеймс прошлых дней, не иначе.
Роман не плох. Он просто не соответствует своим "орденам" и панегирикам. Из более чем шестисот страниц читабельны последние 30-40. Действие затянуто и недвижимо, как марево июльского пекла. И ладно бы если оно пораждало интересные образы и видения, так нет "степь да степь кругом" и одни горестные думы о несправедливости судьбы, да иронии бытия. Сюжет напоминает гадание по ромашке "любит-не любит, к сердцу прижмёт - к чёрту пошлёт". Только ромашка уж какая-то необъятная...
Персонажи при всём многообразии, непохожести их судеб, взглядов выписаны до крайности контрастно. Здесь нет полутонов, только "чёрные" и "белые". Главные герои - Мэгги и Ральф - так и вовсе идеализированны донельзя, остаётся нимбы подрисовать и в храм. Аналогия возможна только со средневековыми рыцарскими романами, где герои не стареют, красивы, как боги, сердцем чисты. Но что смотрится естественным, или по крайней мере объяснимым, в романе средневековом, то аляповато, если не сказать гротескно, в романе любовном века ХХ. Это мечты ребёнка, и даже не девушки... если только она не из глухой сибирской деревеньки, где до сих пор верят, что у власти царь-батюшка Освободитель. Пожалуй, единственная адекватная героиня - Джастина. В ней одной видна и борьба и та метаморфоза, превращающая ребёнка во взрослого человека. Она одна выходит из пелёнок, и раздираясь о края жизни, учится на собственных ошибках, взрослея, меняя приоритеты. Впрочем и здесь не обошлось без набивающего оскомину романтизма, венчающей концовки в духе голливудских мелодрам: одумалась, влюбилась, вернулась с покаянием... "Свежо предание, а верится с трудом". Единственное оправдание, что это лишь книга, далёкая от правды жизни.
Не знаю случайно ли это, но местами отчётливо прослеживается сюжетная параллель с романом Дж.Стейнбека К востоку от Эдема . Два брата (здесь брат и сестра) олицетворяющие два начала: благопристойный, всеми любимый младший, коему прочат великое будущее, и настоящий, живой, т.е. со всеми недостатками и немногими достоинствами старший (старшая). При этом оба практически ничего не знают ободном из родителей (матери у Стейнбека и отцов у Маккаллоу). И, конечно, гибель, при том героическая наименее из них подготовленного к жизни - "добряка" и всеобщего любимца. Горе и расскаяние оставшегося в живых, во всём винящего свой эгоизм, своего мистера Хайда, живущего в каждом из нас. На этом сходство и заканчивается.
Исторический фон выписан блёкло, отпиской, будь то эпизоды Второй мировой, ватиканского закулисья или жизнь театральных подмосток. Хотя нельзя не отдать должное детальности прорисовки жизни австралийских стригалей и фермеров.
Впрочем, возможно я предвзято отношусь и многого требую от подростковой литературы. Только вот и подростки нынче куда умнее, и не отгораживаются от жизни стенами и валами воздушных замков.P.S. мне в жизни здорово везёт - меня окружают только умные и тонко чувствующие женщины/девушки и да избави Бог, встретить подобную героиням этого романа. А их рекомендацию прочесть "Поющих" спишу на малолетство, когда он ими был прочитан. Уж лучше вернусь к Айн Рэнд и Кэтрин Энн Портер
9104