Рецензия на книгу
Чтец
Бернхард Шлинк
igor_yanchik18 ноября 2024 г.Не бывает слишком поздно, бывает просто поздно. Но лучше поздно, чем никогда.
Теперь это одна из самых любимых книг! Как-то внезапно она ворвалась в мою жизнь и заставила задуматься даже над самыми, казалось бы, простыми вещами в жизни.
Пятнадцатилетний Михаэль Берг по воле случая знакомится с Ханной Шмиц, женщиной 36 лет. Между ними вспыхивает роман, который становится любовью всей их жизни и влияет на судьбы обоих в будущем. Спустя годы выясняется, что Ханна — бывшая нацистская преступница, обвиняемая в службе в концлагере. Ее судят, и на судебных заседаниях присутствует Михаэль, уже студент юридического факультета. Именно тогда начинают раскрываться многие тайны Ханны.
Влияние Ханны на Михаэля
После их неожиданного расставания Михаэль изменился: он перестал позволять унижать себя, избегал любви, которая могла бы причинить ему страдания. Его душа стала черствой, и это произошло само собой, не по его воле. Даже на суде, встретив Ханну, он не почувствовал ничего. Бывает, что сильные эмоции, как парализованные после болезни, перестают работать, словно часть тебя отмирает. Михаэль даже желал, чтобы Ханну осудили, но не потому, что осознавал весь ужас, который Ханна сотворила, он просто боялся, что старые чувства оживут.
Переосмысление прошлого
Будучи студентами, Михаэль и представители "второго поколения" стремились не только к прояснению истории, но и к осуждению старшего поколения за ужасы, которые оно совершило или допустило. Они жаждали, чтобы предшественники испытали стыд и раскаяние за свои поступки, а также за то, что после 1945 года продолжали терпеть преступников в своей среде. Возникает вопрос: а сами ли они, "второе поколение", отвернулись от старшего?
Автор задает вопрос: до каких пор "второму поколению" предстоит стыдиться и чувствовать вину за преступления предков?
Моральный выбор и страх
Свидетели ужасов войны зачастую просто обвиняли подсудимых, потому что сами не предприняли ничего, чтобы спасти жертв. Это были приспособленцы, боявшиеся, что их обвинят в соучастии. Давление страха, ужаса и бессилия делает правильное и человеческое решение невероятно сложным, а справедливый поступок — почти невозможным.
Автор говорит, что есть поступки, действия, которые подчиняются нашим умозаключениям, но есть и такие, которые самостоятельны: когда ты думаешь, что нужно прекратить что-то делать, но все равно продолжаешь. Вот так и Ханна. Когда на суде Ханну спросили, почему она добровольно покинула завод «Сименс», где ей обещали повышение, и стала надзирательницей в концлагере, она ответила, что сделала это по собственной воле. Позже становится ясно, что Ханна не умела читать и писать и боялась, что этот недостаток станет известен. Ее выбор был обусловлен страхом разоблачения. Этот автоматический, необдуманный выбор — результат её комплекса. Тем не менее, это её никак не оправдывает.
Если бы Ханна призналась на суде в своей неграмотности, это могло бы смягчить приговор. Однако она предпочла сохранить свою тайну, заплатив за это высокую цену.
Двойственность характера Ханны
В концлагере Ханна отбирала слабых девушек, чтобы они читали ей книги. Она освобождала их от тяжелых работ, зная, что вскоре их отправят в Аушвиц и там расстреляют. Возможно, таким образом она пыталась облегчить их последние дни, дать пожить хоть еще один денек. Этот факт показывает, что она не была бездушным монстром. Подобное проявление человечности заметно и в её отношении к Михаэлю: когда ему стало плохо на улице, Ханна помогла ему, что говорит о её доброте.
Внутреннее раскаяние Ханны
В тюрьме Ханна научилась читать и писать. Это стоило ей очень дорого — цена, длинною в жизнь. Её желание поделиться своим успехом с Михаэлем осталось без ответа: он не приходил к ней, лишь присылал записи с начитанными книгами. Ханна приняла тюремное заключение как справедливое наказание и искренне раскаивалась. Она хотела доказать Михаэлю, что справилась со своим комплексом, который привел её к роли надзирательницы. Однако её раскаяние не снимает вины, а лишь подчёркивает её внутреннюю борьбу.
Чувства Михаэля
Михаэль чувствует себя виновным за то, что любил преступницу, и это делает его сопричастным к её поступкам. Во снах Ханна является ему то доброй и милой, то жестокой и беспощадной. Со временем даже воспоминания о счастье воспринимаются как несчастье.
Посетив концлагерь, Михаэль надеялся разобраться в своих чувствах и понять, какой была Ханна на самом деле. Однако он не нашёл ответа. Человеку трудно осознать весь ужас того времени, не пережив его лично. Наш мозг устроен так, что с течением времени ужасы прошлого становятся всё менее реальными.
Михаэль и Ханна: бегство от проблем
Автор поднимает вопрос: разве Михаэль не похож на Ханну? Вместо того чтобы решать проблемы, он тоже от них бежал. Когда пришло время выбирать профессию, он пошёл по пути наименьшего сопротивления, став ассистентом профессора. "Когда человек спасается бегством, он не только уходит откуда-то, но и куда-то приходит." Михаэль и Ханна убегали от своих проблем, и каждый из них пришёл к своему.
Ответственность и вина
Интересная и главная мысль, что любовь к родителям - это та любовь, за которую не несешь ответсвенности. Но потом автор говорит, что “второе поколение” за всей этой шумихой, осуждением своих родителей пытаются скрыть то, что они тоже причастны ко всему ужасу Третьего рейха только за то, что они любили своих родителей. Перекликается с историей Михаэля и Ханны. Ведь дети любили своих родителей и до определенного момента не понимали, что их родители косвенно или прямо принимали участие во всем ужасе. Сложный вопрос: должны ли дети нести ответственность за своих родителей? Чувствовать вину или обиду - да, но нести ответственность и считать себя тоже правомерным участником всего содеянного - открытый вопрос.
10230